|
Опасный полет Ту-154 на аэродроме Чкаловский начала расследовать военная прокуратура. По закону о безопасности полетов, после долгой стоянки машину необходимо тщательно проверять, «гонять» по летному полю без отрыва от земли. При этом выявляются все возможные дефекты, в том числе - в системе управления. Но это занимает около недели. Возможно, кто-то очень торопился сдать самолет на ремзавод и проверкой просто пренебрег.
Смертельный вальс в исполнении 100-тонного лайнера заинтересовал военную прокуратуру после того, как появилось любительское видео, снятое кем-то из персонала аэродрома Чкаловский. Кто и как готовил Ту-154 модификации Б2 к полетам, сейчас изучают следователи: допрашивают экипаж и командование 800-й авиабазы Министерства обороны России.
«По факту летного инцидента, произошедшего на аэродроме Чкаловский, проводится проверка соблюдения командованием законодательства о подготовке полетов», - рассказала помощник московского военного прокурора по связям с общественностью Светлана Устинова.
29 апреля в подмосковном Чкаловском самолет российских ВВС поднялся в воздух, чтобы взять курс на Самару. Почти 10 лет машина простояла на земле, и военные решили отправить Ту-154 на ремонтный завод. Почти сразу же после взлета еще на малой высоте лайнер начинает исполнять фигуры, которые противоречат всем законам и правилам воздухоплавания. Его качает из стороны в сторону, самолет то клюет носом, то задирает его вверх. Опытный пилот Рубен Есаян, который аварийно сажал Ту 154 в Ижме, увидев эти кадры сразу определил основную причину ЧП.
«Предварительная картина такова: произошел сбой в системе АБСУ. Там есть такие датчики рыскания - по каналам курса, крена и тангажа», - говорит заслуженный лётчик-испытатель, Герой России, начальник лётно-испытательного центра государственного НИИ гражданской авиации Рубен Есаян.
На несколько секунд пилотам удается стабилизировать машину, но через мгновение она снова валится на крыло. Наблюдавшим с земли кажется, что в это время самолет неуправляем. Причиной танца в небе предположительно стали противоречия между двумя системами: рулей направления - болтание из стороны в сторону, явный признак - и АБСУ, то есть мозга лайнера. С интервалом в 6 секунд машина пытается сама себя выровнять. Ситуация чрезвычайная, и в ней экипажу не оставалось ничего другого, кроме как вручную компенсировать неадекватные действия агрегатов самолета.
«Они ушли на второй круг. Это говорит о профессионализме, то что летчики поймали ритм его движения и начали в унисон работать с автоматом: предугадывая, что в следующий раз он пойдет сюда, он чуть-чуть помогает, а потом в обратную сторону ему дает команду», - говорит Магомед Толбоев, заслуженный лётчик-испытатель, Герой России, начальник авиации Московского округа ВВ МВД России.
В какой-то момент, когда машина скрывается за деревьями, кажется, что сейчас над лесом взметнется пламя. О числе жертв можно было б только догадываться - кругом расположены дачные поселки. Но летчики совершают настоящий подвиг - самолет хоть и в экстренном режиме, но все-таки посажен.
Все подробности инцидента, который чудом не превратился в трагедию, выяснит военная прокуратура. Изучается техническое состояние самолета и действия тех, кто готовил машину к полету. В Министерстве обороны от каких-либо комментариев отказываются. Не исключено, что после проверки в отношении должностных лиц будет возбуждено уголовное дело.
| |