|
Американские социологи проштудировали едва ли не полный свод детских книг - почти шесть тысяч томов, - изданных в США в XX веке, и пришли к выводу, что даже в такой, казалось бы, невинной сфере феминисткам есть за что побороться.
В среднем мальчики становились главными персонажами 57% книг в год, а животные мужского пола - 23%, тогда как девочки - 31%, животные женского пола - 7,5%. Максимум 33% книг могли иметь в числе главных персонажей женщин или самок, тогда как мужчины и самцы пробирались на первые роли в 100% случаев. В среднем 36,5% книг в год упоминали в заголовке мужского героя, 17,5% - женского.
«Что характерно, - отмечает ведущий автор исследования Дженис Маккейб из Университета штата Флорида, - за столетие ситуация существенным образом не изменилась». На протяжении всего века американским детям внушали, что женский пол достоин лишь вторых ролей. Только в 1990-х годах среди человеческих персонажей наблюдалось относительное равенство (соотношение мужского и женского составляло 0,9:1 для героев-детей и 1,2:1 для героев-взрослых), однако там, где речь шла о животных, мужчин было в два раза больше.
Среди книг, награждённых медалью или почётной грамотой Калдекотта в 1938-2000 годах, только одна имела женского главного героя и ни одного мужского. Это произведение 1985 года «Утят не видели?» («Have You Seen My Duckling?»), рассказывающее о Маме Утке, разыскивающей своих отпрысков.
Более того, учёные обратили внимание, что матери имеют обыкновение наделять маскулинностью даже бесполых животных, читая книгу детям.
Результаты исследования опубликованы в журнале Gender & Society.
Подготовлено по материалам Sociologists for Women in Society.
| |