|
В преддверии дня Победы в Москве представили уникальные документы времен Великой Отечественной войны. Все они до сегодняшнего дня хранились в архивах Минобороны под грифом «секретно».
Среди ста экспонатов - трофейный план «Барбаросса» и оригинал берлинской наступательной операции, многочисленные карты и схемы военной поры, фотографии, личные дела и наградные материалы солдат и офицеров.
Может, это и капля в океане истории - в архиве Минобороны 9 миллионов бумаг, связанных с Великой Отечественной, - зато здесь есть такие документы, которые не историк вряд ли увидит. Например, трофейный план «Барбаросса», 21 июня, 41-го. Молниеносная война, всего два месяца, за которые немцы собирались выйти на рубеж Архангельск-Астрахань, а Урал добить авиацией.
«А чтобы понять, как этот план осуществился, надо вон туда посмотреть. План наступления на Берлин. Война завершилась там, где она начиналась», - говорит Виталий Журавлев, главный хранитель фондов Центрального архива Министерства обороны России.
К этой карте страшно прикасаться - ей почти 70. Но линии до сих пор четкие: синим немцы обозначили себя, красным - противника. В небольшом зале Генштаба собрали документы начала войны и ее окончания, поделили на фронты. Со многого только-только сняли гриф секретности. Вот, газета «Красный воин», 22 июня. О войне пока ни слова.
- Номер выходит без комментариев. 24-го, спустя 2 дня, - первые упоминания.
Или листовки - советские солдаты писали их на всем, что под руку попадется: на немецких гравюрах начала века, на афише мюзикла.
- Это наша листовка, но написана она на плакате.
Первые зрители - те, кто сам эту историю делал. Генерал Махмуд Гареев, как и многие, начинал с обороны Москвы, закончил в Манчжурии. В папках каждому ветерану собрали копии наградных списков - бумаги, которые они подписывали больше полувека назад.
«Документы, связанные с Восточной Пруссией, я участвовал во взятии города Инсбрук, были тяжелые бои, немцев мы там добивали. Потом отправили воевать на Дальний Восток, всю 5-ю армию», - говорит генерал армии, ветеран Великой Отечественной войны Махмуд Гареев.
Здесь история и личная - вот, например, дела летчика-героя Алексей Маресьева и поэта Твардовского - и целых дивизий: это 99 стрелковая бригада, за бои в первые дни войны ее уже наградили орденом Боевого красного знамени.
«Потеряла дивизия очень многих, но только не стойкость...», - рассказывает главный специалист центрального архива Министерства обороны России Наталья Емельянова.
А этой вещи вообще-то место не в руках без белых перчаток, а в музее. Альбом 522-го авиационного полка в переплете из самолетного крыла. История за два года нарисована и написана каллиграфическим почерком: схемы, диаграммы, потеря техники, расход горючего, лица, целые жизни.
«Видно как меняется настроение, даже лица к 43 году уже другие, веселей», - рассказывает советник министра обороны России Люсина Арутюнова.
Есть история и глазами немцев: многие вели дневники. Вот отрывки из записей унтер-офицера 21 июня 41-го. Инструктаж о противнике - схематично «русский солдат жесток». И тут же запись спустя две недели.
«Пришли из Франции, Польши, с такими боями не сталкивались. Вот доказательство, в противовес тому, что будто советские солдаты сдавались в плен пачками - такой героизм!», - говорит начальник Центрального архива Министерства обороны полковник Юрий Пермяков.
Целый стол - это архив Гатчины, туда стекалось все, что касалось ВМФ времен войны. Вахтенный журнал подлодки С-19, которая в 45м подбила две немецких субмарины. Оборона Севастополя и Одессы, путь кораблей «Красный Кавказ» и «Парижская коммуна». Журнал карикатур «Полундра» - собирали и рисовали его морские пехотинцы Черноморского флота.
Потрогать документы разрешили только ветеранам и журналистам. Позже, расширенную выставку, перенесут в музей вооруженных сил.
| |