|
Необычное дело ведет прокурор Дортмунда Андреас Брендель, глава отдела по расследованию нацистских преступлений.
В его распоряжение попали фотографии времен Второй мировой войны. На них - сцены расправ, которые творили солдаты вермахта на Восточном фронте. Подробности прокурор рассказал Екатерине Забродиной.
известия: Эта история почти детективная: неизвестный подбросил 50 фотографий в окружной суд города Эшвайлер. Удалось ли разыскать таинственного доброжелателя?
Андреас Брендель: Увы, аноним исчез с концами. В конверте была единственная записка: «Снимки найдены в начале 1960-х, во время ремонта в жилом доме. Тогда я не решился раскрыть это свинство».
и: Почему этот человек пожелал остаться неизвестным?
Брендель: Остается только гадать. Возможно, его семья имела какое-то отношение к тем делам или знала преступников.
и: Какое впечатление на вас произвели фотографии?
Брендель: Ужасающее. Сцены казней оставляют неизгладимое впечатление. На одной из фотографий дерево, а на суках - повешенные. Сняты тела убитых на земле, в армейских грузовиках. Хотя о военных преступлениях времен Второй мировой войны уже столько написано, подобные свидетельства встречаются нечасто.
и: Удалось выяснить, кто творил эти зверства? Это не эсэсовцы, а именно солдаты вермахта?
Брендель: На фотографиях - действительно солдаты вермахта. Правда, со стопроцентной уверенностью нельзя сказать, что расправы - дело именно их рук. Мы исходим из того, что эти военные преступления были совершены на оккупированных советских территориях не позднее осени 1941 года. Видно, что листья с деревьев уже облетели, но снег еще не выпал. Есть и заключение военных историков: такого типа транспортные средства были задействованы в начале войны с СССР.
и: Кем были жертвы? Гражданское население, военнопленные?
Брендель: Я показывал фотографии многим историкам, сотрудникам германо-российского музея «Берлин-Карлсхорст» (Музея капитуляции. - «Известия»). Возможно, среди убитых - советские партизаны и евреи. Но это еще предстоит точно установить.
и: Прокуратура Дортмунда выступала обвинителем против бывшего охранника концлагеря «Белжец» Самуэля Кунца - одного из самых разыскиваемых нацистов. Но он не дожил до суда. Если удастся выйти на след кого-то из участников тех преступлений, вы намерены отправить их на скамью подсудимых?
Брендель: Безусловно. Немецкие законы это позволяют, ведь у убийства, тем более совершенного с особой жестокостью, нет срока давности. Я намерен делать свою работу до тех пор, пока не будет точно установлено: последний убийца нацистских времен мертв.
и: Не зря вас называют охотником за нацистами номер один в Германии.
Брендель: (Смеется.) Это прозвище придумали мне журналисты, но я не отказываюсь. Это мои убеждения: военных преступников необходимо преследовать, их деяния должны быть раскрыты. Нельзя о них забывать, ведь столько жертв на совести этих людей. И хотя в деле с фотографиями не так много зацепок, мы не сдаемся и будем продолжать расследование.
| |