|
Один из ведущих театральных режиссеров Кама Гинкас отмечает 70-летие. Автор собственного сценического языка, противник стереотипов и любитель тяжелых тем в искусстве, известен он стал довольно поздно. Но никогда, даже в самые невостребованные годы, он не изменял профессии. Вот и юбилей он встречает за работой. В ТЮЗе Гинкас готовит очередную премьеру.
Режиссер Кама Гинкас требует от актеров ТЮЗа профессионально выполнять цирковые трюки. Мэтр пришел на так называемую «движенческую» репетицию. По его замыслу в новом спектакле артистам надо будет показывать чудеса акробатики. Этот спектакль Кама Гинкас задумал давно. Мастер часто ставит свои собственные интерпретации классики. Вот и сейчас спектакль «Шуты Шекспировы» объединяет фрагменты пьес великого драматурга.
Цирковые номера, когда шекспировский текст произносится как бы в проброс, должны усилить трагический смысл слов. На сцене, как и в жизни, страшное всегда соседствует со смешным, считает режиссер.
«Бывает образованный зритель, который одергивает непосредственного, а он уместно смеется, реагирует. Это же Достоевский», - рассуждает Гинкас.
Кама Гинкас родился в Каунасе в семье врача, и с приходом фашистов оказался с семьей в гетто, откуда ему через полтора года чудом удалось спастись. Он учился в Вильнюсе, потом в Ленинграде, но складывалось все не гладко. В 1970-х он целых семь лет был не востребован как режиссер.
Именно в этот сложный период Гинкас задумал многие спектакли, написал сценарии, которые потом, начиная с 90-х, реализовал почти все. Гинкас стремится к максимальному обострению чувств на сцене и любит «тяжелые» темы. Персонажи его пьес погибают, совершают убийства, сходят с ума. Сценограф Сергей Бархин часто работает с Гинкасом, но далеко не всегда принимает его выбор.
«Он склонен к искусству мерзкому, а я - к светлому», - считает народный художник России Сергей Бархин.
Один из последних спектаклей - «Записки сумасшедшего». Странно было бы, если бы Гинкас не поставил этот шедевр Гоголя. Самый острый момент - когда Поприщин прикрепляет к стене фотографии поп-звезд и самого Гинкаса. По замыслу режиссера, вполне можно считать сумасшедшим того, кто живет жизнью героев глянцевых журналов. Это и смешно, и страшно одновременно.
Гинкас - один из самых трудолюбивых режиссеров. Его норма - два спектакля в год. Нынче театральный сезон он открывает в Петербурге постановкой Гедды Габлер, а затем сразу же возвращается в Москву, где в ноябре в ТЮЗе дают «Шутов Шекспировых».
| |