|
Сегодня, 8 мая 2011 года мы вспоминаем о выдающемся кинорежиссере, родоначальнике «неореализма» в итальянском кино Роберто Росселини, со дня рождения которого минуло 105 лет. Он снял около 50-ти кино и телефильмов, но в историю кино вошел как автор знаменитой военной трилогии «Рим, открытый город», «Пайза» и «Германия, год нулевой».
Драма «Рим, открытый город» вышла на экраны в 1945 году. Сценарий к фильму создавался Росселини в соавторстве с Федерико Феллини и Серджо Амидеи еще во время оккупации Италии Германией.
Картина с необыкновенной силой рассказывала о трагических судьбах участников итальянского сопротивления. Роли в фильме исполняли как профессиональные актеры (Анна Маньяни, Альдо Фабрици), так и любители, что получило широкое распространение в фильмах «неореализма». Атмосфера и быт военного времени были переданы с документальной достоверностью. Режиссером была поставлена задача, отразить реальность такой, какая она есть.
«Рим, открытый город», удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, стал манифестом «неореализма» - наиболее значительного движения в итальянском кино, оказавшего огромное воздействие на кинематограф других стран.
Не менее знаменитой стала и другая работа Росселини, сделанная в эстетике «неореализма» - «Германия, год нулевой» (1947). Фильм был снят в руинах послевоенного Берлина и рассказывал о бедной семье, в которой подросток под влиянием жестокого наставника совершает отцеубийство.
Картина стала наиболее мрачным произведением в творчестве Роберто Росселини. Реализм среды и актерской игры непрофессиональных исполнителей сочетался в ней с экспрессионистскими контрастами освещения. Чувство безысходности и духовной гибели ребенка ощущалось буквально в каждом кадре. Следы влияния фильма «Германия, год нулевой» можно найти в фильмах Франсуа Трюффо, Бернардо Бертолуччи, Михаэля Ханеке и других мастеров мирового кино.
В конце 40-х Росселини - самый успешный итальянский режиссер того времени - получил предложение от одного из наиболее крупных американских продюсеров Дэвида Селзника, продолжить свою карьеру в США. С фильма «Стромболи» началось его знакомство с кинозвездой Ингрид Бергман, с которой у него завязался бурный роман, сопровождавшийся пересудами в прессе, так как влюбленные не были свободны.
Результатом этого романа стало несколько совместных фильмов кинорежиссера и актрисы и трое детей. Одна из дочерей Бергман и Росселини - Изабелла - впоследствии стала известной моделью и актрисой.
Однако с творческой точки зрения лучшие годы Роберто Росселини остались позади. Его последней заметной работой в кино стала картина «Генерал Делла Ровере» (1959) с Витторио Де Сика в главной роли. К концу 50-х мода на «неореализм» прошла, уступив место экзистенциальным поискам в творчестве Федерико Феллини, Микеланджело Антониони и Лукино Висконти. Но эстетическая программа заложенного Росселини «неореализма» не была исчерпана, и мировой кинематограф регулярно возвращался к ее художественным принципам. Примеры обращений к итальянскому «неореализму» не трудно обнаружить и в современном кино.
| |