|
В Ростове-на-Дону живёт 92-летний автолюбитель - ветеран Великой Отечественной войны Галина Макарова. Науку вождения автомобиля она осваивала на фронте - за рулём грузовика вывозила с поля боя раненых. С тех пор в ремонте машины даст фору любому автослесарю: и колесо починит, и двигатель заглохший заведёт.
С тех пор, как в 42-м ее машину подрезал танк, Галина Федосеевна не боится сумасшедшего движения и нарушителей. И хотя, по ее мнению, руль «семерки "тяжелее, чем баранка фронтового грузовика, в свои 92 года Галина Макарова любит прокатиться по городу, который защищала.
„У ней душа отдыхает, как она проедет. Видно, тяжело, да. Но потом говорит: ‘Вот, человеком себя почувствовала’, - рассказывает Игорь Дворядкин, зять Галины Макаровой.
Хотела стать летчиком, да ростом не вышла. Родители видели Галю музыкантшей, а она подалась в шоферы. Всю войну возила раненых. С перегрузом. Вместо трех носилок, положенных по технике безопасности, стелила сено и тащила в кузов шесть, восемь бойцов. Во время отступления, зная, что другой ходки не будет, забрала всех - двенадцать.
‘Двое остаются. Ну некуда. Ну что делать? Двоих в кабину к себе посадила, там положила шесть и двоих в ногах посадила. Эти двое, два парня, чуть не плачут, солдатики молоденькие. Ну что делать? Взяла да на крыло положила’, - вспоминает Галина Макарова, ветеран Великой Отечественной войны.
И получила взбучку от начальства за риск. Но чаще объявлялись благодарности. Презентами, желанными для хрупкой девушки, были канистра топлива и комплект резины.
‘Резина старая. Осколки все. Приходилось останавливаться, размонтировать, монтировать, накачивать вручную ж. Ни компрессора, не было ничего’, - говорит Галина Федосеевна.
От Ростова-на-Дону до Кенигсберга шофер Макарова прошла на разных транспортных средствах. Пересаживалась на ‘пикап’, а то и телегу. Хоть сейчас заведет мотор любого экспоната с выставки военной техники. Но любимым фронтовым другом навек остался грузовик ‘ГАЗ АА’, с которым давно не виделись.
Найти настоящую полуторку сегодня нелегко. На всю Ростовскую область она одна, и та на реставрации, 35-го года выпуска. Для своих лет в отличном состоянии. Через три года будет, словно только что сошла с конвейера.
Даже в таком, разобранном, виде она узнаёт и крылья, и капот. Все помнит и обязательно расскажет мастерам, какие планки и дерматин были в кабине, как ‘кривым стартёром’, то есть рукояткой, заводился мотор.
Легендарный грузовик-трудяга после капитального ремонта займет место в экспозиции Таганрогского военно-исторического музея в строю машин-победителей. Реставраторы очень надеются, что после того, как сердце полуторки снова забьется, в первый рейс ее поведет Галина Федосеевна.
| |