|
В прокат вышел фильм Сергея Осипьяна «Парень с Марса» - абсурдистская комедия про угнанный «форд» с хорошими театральными актерами.
Петя Стариков (Сергей Аброскин) работает на шоколадной фабрике Marz в раскрашенном синим и красным отделе маркетинга: переключает слайды во время презентаций и маниакально собирает красные крышечки от бутылок «кока-колы» в надежде выиграть самокат.
Когда заезжий американский начальник Фил (Владас Багдонас) в пух и прах разносит рекламную концепцию шоколадного ретро-батончика «красный ездок», психоделический прогон Пети производит впечатление на гостя, и юноша немедленно повышается до бренд-менеджера. Новая должность дарует улучшенный паек в столовой и симпатию коллеги Лизы (Ксения Кутепова), но не решает проблему угнанного у него красного «форда фокус», к поискам которого последовательно приступают хороший лейтенант Перепелкин (Алексей Вертков), плохой автослесарь Бумбокс (Игорь Яцко) и злой капитан Кузык (Игорь Черневич).
Сценарий Александра Лунгина и Сергея Осипьяна (в прошлом году дебютировали снятым на фотоаппарат «Явлением природы» по деревенским рассказам Юрия Коваля) под руководством последнего разыгрывает примечательная театральная сборная.
Сергей Аброскин - памятный дворовый пес Перезвон из «Мальчиков» Сергея Женовача. Алексей Вертков - штабс-капитан Снегирев в том же спектакле и облачаемый в шинель Лозницей и Михалковым юноша с лицом Мальколма Макдауэлла. Ксения Кутепова - актриса театра Петра Фоменко. Владас Багдонас - любимый актер литовца Эймунтаса Някрошюса, его Фауст, Отелло. Игорь Яцко - ученик и преемник Анатолия Васильева. Игорь Черневич - из Малого театра и «Коктебеля» Хлебникова-Попогребского. Серьезный состав.
Плюс сценарий с узелками, которые связывают героев и их поступки в комедию с подвохом на коэновский манер: кровопролитие, переходящее от клоунады к жестокости и обратно, доводимые до абсурда суровые реалии.
Видно, что фильм делали люди культурные. И что Осипьян, как и многие, пришел в кино из рекламы, тоже видно - не в упрек режиссеру. Тем более, что заготовлено оправдание: герои и сами мечутся между приглаженным рекламным роликом шоколадной фабрики и осыпающимся отделением милиции. Так что, с одной стороны, условное Ступино с красно-синими интерьерами фабричного офиса, где криэйтят бренд-менеджеры, и ровными рядами абсолютно одинаковых красных «фордфокусов» на фабричной парковке это рекламная эстетика. С другой - отсылка то ли к типовым районам «Иронии судьбы», то ли к столь же типовым домикам американской субурбии из тимбертоновского «Эдварда руки-ножницы».
Но это, конечно, не «наши коэны». Здесь через призму абсурда и стилизации не разглядеть реальность - попадаешь в заколдованное королевство русского кино, в котором время остановилось перпендикулярно движению.
На дворе 2011-й года, а ступинский милиционер печатает заявление потерпевшего на машинке и ездит копировать документы в Каширу - своей техники нет, заклинание «хьюлетт пакард» с придыханием произносит даже маляр-гастарбайтер, который красит потолок в кабинете лейтенанта. На дворе 2011-й, а авторы все еще с удовольствием цитируют боевой танец с молотком из «Олдбоя»: в кульминационном побоище артист Яцко вооружается сразу двумя ударными инструментами, чтобы сокрушать головы вооруженных дубинками сотрудников ДПС. И не в том дело, что молотками машут, огнетушителями головы проламывают, а настоящих покойничков все нет да нет. Просто из набора с верных образцов снятых деталей сложно собрать даже тот же Ford Focus - педаль газа западает, приходится за тросик дергать, красная «калина» мерещится.
Автор: Владимир Лященко
| |