|
В Европе День победы праздновали накануне. Дело в том, что акт о капитуляции Германии был подписан по центрально-европейскому времени - 8 мая в 22 часа 43 минуты, когда в Москве уже было 9 мая. Как День Победы над нацизмом отметили немцы?
Окраина Берлина Лихтерфельде. В годы войны тут находился концентрационный лагерь. Теперь на этом месте стоит гранитный столб. Его называют «колонна пленных». Тех, кто прошел немецкий плен, человек сорок. В основном поляки. Бывших красноармейцев двое: русский и украинец. Танкист Борис Попов успел повоевать только две недели. Он видел катастрофу лета 1941-ого своими глазами.
У этого дня много тональностей. В Лихтерфельде она минорная. В Карлсхорсте - праздничная. Здесь 8 мая 1945 года маршал Жуков принял капитуляцию вермахта. Рядом с историческим арсеналом сегодня ведет беглый огонь гуляш-пушка, так здесь называют полевую кухню. Стреляет сосисками и фасолевым супом.
«Еда из полевой кухни очень хорошо идет, потому что суп у нас долго готовится, а чем дольше он варится, тем он вкусней», - говорит повар Франк Манче.
Здесь пополам русских и немцев. Они приходит сюда с детьми, для которых эти танки, гаубицы и самоходки, может быть, первое знакомство с историей войны. При желании все может завестись и поехать, но, как выясняется, эта техника рассчитана не только на познавательный, но и воспитательный эффект.
«Однажды я сказал одному мальчику - залезай в кабину. И он очень удивился, что там так тесно, а я говорю, а ведь тебя еще и обстреливают. Взял молоток и ударил по танку. У мальчика началась настоящая паника. Тогда его отец поблагодарил меня, сказал, что сын перестал играть в компьютерные стрелялки», - рассказывает автомеханик Юрген Фосс.
«Кто не празднует, тот снова проиграет», - написано на плакате. Представители поколения компьютерных игр отмечают день победы антифашистским маршем. Попытка прощупать - а нет ли и в этом элемента игры - вызывает даже некоторое раздражение.
По опросам прошлого, юбилейного года около 70 процентов немецких школьников не могли сказать - а что случилось 8 мая 1945-го года. Но несмотря на незнание исторических дат и событий, политический успех, которого добились ультраправые, скажем, во Франции или в Финляндии, в Германии сегодня кажется невозможным.
| |