|
Часть известных шлягеров, которые сейчас считаются военными, была написана еще до войны. Часть - после. Но некоторые любимые многими песни писались чуть ли не на передовой.
«Священная война»
Слова «Священной войны», написанные В. Лебедевым-Кумачом, были опубликованы сразу после начала войны, 24 июня 1941 года. В тот же день композитор А. Александров написал музыку, и уже 26 числа «Священная война» была исполнена на Белорусском вокзале в Москве. Однако до 15 октября 1941 песня широко не исполнялась, поскольку считалась чрезмерно трагической - в ней пелось не о победе малой кровью, а о тяжелой битве. И только после того, как немецкие войска захватили Калугу, Ржев и Калинин (ныне - Тверь), «Священная война» стала регулярно звучать по радио - каждое утро, после боя курантов.
Клавдия Шульженко. «Давай закурим»
Одна из самых знаменитых песен Великой отчественной войны. Была написана в конце 1941 года в Одессе, когда после нескольких успешно отраженных штурмов была остановлена наступающая 4-я румынская армия. Когда «Давай закурим» впервые услышал начальник отдела пропаганды и агитации Южного фронта, то категорически заявил автору: «Никому эта твоя песня не нужна! Что я буду вспоминать, про то, что ты дал мне закурить? Вот если бы снарядами поделился или автоматный диск с патронами передал, тогда другое дело!» Однако у простых солдат было другое мнение, и очень скоро песню подхватили на всех фронтах.
Марк Бернес. «Песенка фронтового шофера»
«Песенка фронтового шофера» появилась уже после войны, в 1947 году. Она была написана как дополнение к образу популярного киногероя Минутки из картины «Великий перелом». Оптимистичного, смешного Минутку играл Марк Бернес, он же и стал исполнителем «Песенки...».
«Катюша»
Песня появилась еще до войны, в 1938-м, но особенно популярной стала в военные годы. Есть версия, что именно благодаря ей прозвище «Катюша» получила легендарные боевые машины реактивной артиллерии серии «БМ». Это косвенно подтверждается и народным, заметно более жестким вариантом текста, существовавшего на фронте:
«Разлетались головы и туши,
Дрожь колотит немца за рекой -
Это наша русская "Катюша"
Немчуре поет заупокой...»
Клавдия Шульженко. «Синий платочек»
Изначально «Синий платочек» был просто вальсом, без слов, написанным поляком Ежи Петерсбургским в 1939 году. Годом позже поэт Яков Галицкий написал слова, и «Платочек» быстро стал шлягером. В первые дни войны появляются другие известные стихи на ту же мелодию, написанные Борисом Ковыневым: «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили, что началася война». В феврале 1942 молодая Клавдия Шульженко обратилась к лейтенанту 54-й армии Волховского фронта Михаилу Максимову с просьбой написать новые слова, отражающие битву с врагом. Так появился, пожалуй, самый известный вариант текста со словами «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих».
Эдуард Хиль. «Случайный вальс»
«Случайный вальс» был написан в 1943 году композитором Марком Фрадкиным и поэтом Евгением Долматовским. Сам Долматовский вспоминал, что писал вальс в поезде по пути от Сталинграда к Курской дуге. Вальс должен был называться «Офицерским» - накануне слово «офицер» было решено вернуть в армию, оно только входило в обиход. Однако поскольку песня была о всех солдатах, то вальс стал «Случайным». По другой версии, так его переименовал Иосиф Сталин, которому «офицерское» упоминание оказалось не по душе.
Марк Бернес. «Темная ночь»
В 1943 году на киноэкраны вышел фильм «Два бойца», где одну из ролей играл Марк Бернес. Съемки велись в глубоком тылу, на Ташкентской киностудии. По замыслу режиссера, картина должна была сопровождаться симфонической музыкой, однако без душевной песни никак не получалась сцена в землянке. За помощью обратились к композитору Никите Богословскому. Тот сел к роялю и с ходу наиграл мелодию. Так появилась «Темная ночь», а герой Бернеса, вопреки первоначальной задумке, запел.
Владимир Трошин. «В землянке»
Стихотворение «В землянке» было написано поэтом Алексеем Сурковым, тогда фронтовым корреспондентом, в начале войны - в ноябре 1941 года. В начале 1942-го он передал текст композитору Константину Листову, который сразу же написал музыку. Песня быстро получила признание в частях Красной Армии, и стала едва ли не народной. В послевоенные годы одним из самых популярных стал вариант в исполнении Владимира Трошина, первого и самого известного исполнителя еще одного шлягера - «Подмосковный вечеров».
Марк Бернес. «Журавли»
«Журавли» стали последней песней, исполненной Марком Бернесом. Артист записал ее с одного дубля 8 июля 1969 г., за месяц до своей смерти. Слова «Журавлей» были написаны дагестанским поэтом Расулом Гамзатовым на родном, аварском языке (впоследствии стихи были переведены) под впечатлением от посещения памятника японской девочке Садако Сасаки в Хиросиме. Садаки, пережившая атомную бомбардировку и страдавшая лейкемией, верила, что вылечится, если смастерит тысячу журавликов-оригами.
«Прощание славянки»
У этого марша, пожалуй, самая старая и богатая история из всех военных песен. Он был написан еще в 1912-1913 годах штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка Василием Агапкиным под впечатлением Первой Балканской войны. Сначала была только музыка, позже стали появляться и слова. Во времена Гражданской войны их было уже несколько вариантов, у каждой противоборствующей стороны - свой. И хотя распространен миф, что это произведение было запрещено то ли до 1957 года, то ли до 1966-го, «Прощание славянки» можно смело назвать маршем Великой отвечественной, ведь он звучал даже 7 ноября 1941 года во время парада на Крайной площади. Причем дерижировал оркестром автор - Василий Агапкин.
| |