|
В Москве после тяжелой и долгой болезни на 78-м году жизни скончался выдающийся писатель и публицист Аркадий Ваксберг.
До последних дней он работал собкором «Литературной газеты» в Париже. Широкую известность принесли Ваксбергу его знаменитые судебные очерки, которыми «Литературка» гремела в 70-х - 90-х. Их он писал с особым знанием дела, ведь был известным адвокатом, доктором юридических наук. А еще он автор десятков книг, пьес и сценариев.
В картотеке «Литературной газеты» после фамилии Ваксберг - самая большая и плотная пачка карточек. Он писал в «Литературку» полвека. Аркадий Ваксберг, сын известной московской адвокатессы, сам окончил Юридический факультет МГУ. Уже был успешным адвокатом, когда начал писать. Так он стал основателем целого жанра журналистики - судебного очерка.
«О самых громких делах СССР писал Ваксберг. И его приезда боялись во всех городах и весях, - говорит Леонид Колпаков, первый заместитель главного редактора "Литературной газеты". - Конечно, были последствия. Такие были последствия! Решения на самом высоком уровне принимались в среду - в день выхода газеты. И мэры очень известных городов лишались работы, и секретари обкомов получали по шапке».
После очерка «Баня» в свое время сместили мэра Сочи. Тогда рассказ о том, что чиновники устраивают фривольные развлечения в специальной бане, возбудоражил страну. Газету, тиражом шесть миллионов экземпляров, передавали из рук в руки. Но чтобы такой материал был опубликован, приходилось вступать в непростую игру с цензурой и партийными соглядатаями. Цена публикации была высока. Как и цена ошибки. Может быть поэтому Аркадий Ваксберг имел репутацию человека закрытого.
«Он телефоны скрывал, - вспоминает Колпаков. - Был такой большой список телефонов "Литературки". Там только Ваксберга нет телефона домашнего У всех есть, а у него нет».
Но ему звонили. Почти никогда с тем, чтобы поболтать о пустяках, почти всегда - с бедой. Он помогал тем, что писал. Ваксберг получил массу журналистских и литературных наград. Мечтал получить телевизионную - «Тэфи». Несколько раз номинировался за свои умные, несуетливые фильмы: о сотрудничестве разведок - «Большой театр военных действий», о судьбе эмиграции - «Мы унесли с собой Россию».
«Где интеллигенты лучше служили? На родине, с зажатыми ртами, или за границей, где можно было свободно мыслить и говорить», - спрашивал Ваксберг.
Последние 20 лет он жил во Франции. Оставался собкором «Литературки» и много писал, десятки книг. Брался за то, в чем надо было всерьез и глубоко разбираться.
«Он исследовал абсолютно темные страницы, - говорит Колпаков. - Он написал первую книгу о Вышинском. И первые документы опубликовал именно Ваксберг».
В советских театрах хорошо шли его пьесы, а фильмы, сценарии к которым он написал - «Штормовое предупреждение», «Опасная зона» - в Советском Союзе смотрели все. Олег Ефремов, Михаил Ульянов, Белла Ахмадулина, Василий Аксенов, Михаил Жванецкий - люди, с которыми он искал общения, и которые искали общения с ним.
Без тени пафоса те, кто его знал, говорят: без Ваксберга история отечественной журналистики и публицистики не будет полной. Он журналист той эпохи, когда разобраться могло быть важнее, чем быстрее рассказать, обдумать - важнее, чем успеть. Аркадиий Ваксберг точно знал, чем его слово отзовется.
| |