|
В Израиле в эти дни лучше не болеть - по всей стране бастуют врачи. Медицинские работники требуют достойных условий труда и, в первую очередь, увеличения зарплат.
Из-за низкой финансовой привлекательности профессия врача становится все менее престижной, все больше специалистов вынуждены уходить из отрасли. В результате страдают пациенты, которые оказались заложниками ситуации.
В сквере перед Кнессетом бело от врачебных халатов. На импровизированной трибуне - депутаты парламента, оппозиционные политики, члены забастовочного комитета. На одном из плакатов надпись «Моя мама получает меньше, чем моя няня». Все это - всеизраильская стачка: врачи вышли на улицы бороться за свои права. Они требуют денег, требуют увеличения штатных единиц в больницах, требуют выровнять материальное положение центральных и периферийных клинических центров.
Директор Медицинского центра им. Эдит Вольфсон Ицхак Берлович рассказывает: «Население Израиля растет, а количество койко-мест остается прежним. На доктора надо учиться гораздо дольше, чем, например, на программиста, а начинающий врач получает более чем скромную зарплату. Он вынужден брать дополнительные дежурства, работать по 18 часов ежедневно ради приработка. А это сказывается на его профессиональной форме».
Больницы и поликлиники работают, но работают в режиме выходного дня. Плановые операции отложены, только непосредственная угроза для жизни является показанием для немедленного хирургического вмешательства. Хотя приемные отделения открыты, но к специалистам не записаться. Израильские медики требуют от министерства финансов 50-процентного увеличения базовой ставки окладов. Один из высококвалифицированных врачей с 15-летним стажем показывает ведомость: 6800 шекелей, то есть, 2000 долларов. В Израиле это считается весьма скромной зарплатой.
Получается, что все разговоры об «особенной израильской медицине» лишь миф, преувеличение, что здесь все те же хорошо известные нам проблемы - низкие зарплаты, недостаточное финансирование отрасли. С одной стороны, это так, но не совсем так. Доктор, специалист, сделавший карьеру в любой из израильских клиник, зарабатывает очень неплохо. Некоторые особо ценные специалисты получают не меньше премьера или банковского топ-менеджера, и это главный аргумент чиновников министерства финансов. Они призывают: перераспределите заработки внутри системы, умерьте аппетиты звезд, дайте больше начинающим. Некоторые правительственные служащие угрожают подать на забастовщиков в суд.
Адвокат Евгений Гамбарян рассказал: «Забастовка ведется очень корректно, жизням пациентов ничто не угрожает. Конечно, врачи могли бы забастовать коллективно и все не приходить на работу в один день. Но в таком случае больше двух дней забастовка не продержалась бы, потому что без врачей государство жить не может. Но так как врачи достаточно корректно относятся к своим обязанностям, понимают всю ответственность, которая на них возложена, они не могут по-настоящему забастовать».
Длительная учеба, долгий и трудный путь до достойного социального уровня, необходимость постоянного повышения квалификации. Из-за этого медицина уже не считается привлекательной карьерой для израильской молодежи. Тысячи докторов, приехавших в начале 1990-х из Москвы, Петербурга, Киева и Минска, стремительно стареют и уже не горят желанием работать за любые, даже самые ничтожные, деньги. И люди в белых халатах выходят на митинг. Может быть, здесь они борются за престиж и будущее израильской медицины.
| |