|
Америка предъявляет претензии банкирам. В стране подводят итоги масштабного расследования финансового кризиса. Не исключено, что обвинения будут предъявлены главам крупнейших банков. Специальная комиссия Конгресса считает, что финансисты осознанно манипулировали ценными бумагами и вводили в заблуждение своих клиентов.
Дотошно допросив нью-йоркских банкиров, сенаторы берут почти год на расследование причин финансового кризиса. Итог - доклад на 635 страниц. То, что отыскивает глава комиссии Карл Левин - это «многообразие вызывающих беспокойство и даже преступных действий». С Капитолийского холма атакуют Goldman Sachs и Deutsche Bank. Сенаторы уверены, обман клиентов носил массовый характер.
«Кого винить? Некоторые считают, это банкиры, которые обманули американцев с невысоким уровнем доходов, и раздали им ипотечные кредиты, что в итоге привело к кризису и подтолкнуло к более строгому регулированию рынка. Но есть ещё такой фактор, как затраты на американское здравоохранение», - утверждает научный сотрудник Центра американского прогресса Тревис Валдрон.
Руководство Goldman Sachs допрашивают следователи после того, как сенаторы демонстрируют фрагменты внутренней переписки банка: сотрудники откровенно смеялись над собственными финансовыми продуктами, называя ценные бумаги, которые покупали их клиенты, «мусор» и «дерьмо».
«Кризис был спровоцирован в частном секторе. Например, банки Уолл-стрит брали на себя большие риски, ипотечные агентства эти риски недооценивали, добавьте к этому государственную политику по поощрению покупки недвижимости. Мы спрашиваем, почему ничего не слышно о расследовании, нет приговоров, нет наказанных, никто не отправился в тюрьму. Вопрос шире: много было безответственных поступков, которые привели к кризису, но это не значит, что эти поступки были противозаконными», - утверждает директор департамента финансового регулирования Института КАТО Марк Калабрия.
Имена звучат. Первые обвинения конкретным банкирам предъявят похоже очень скоро - в списке тех, кто несёт личную ответственность за разжигание финансового кризиса могут оказаться, во-первых, глава подразделения JP Morgan Chase Майкл Ллодр. Вторая фамилия - Эдвард Штеффелин, глава управляющей компании GSC Group. Экономист Тревис Валдорн замечает, не только воротил с Уолл-стрит стоит винить в кризисе.
«Во-первых, ипотечный пузырь и система деривативов привели к кризису. Потом у нас были долгосрочные внешнеполитические обязательства в Ираке и Афганистане. Эти кампании стоят очень дорого, это всё подтолкнуло к рецессии, и можно только спорить, что именно привело к кризису», - говорит сотрудник Центра американского прогресса Тревис Валдорн.
Итоги расследования финансового кризиса комитет сената по банковским делам обнародует во вторник. Слушания обречены стать сенсационными. Однако на вопрос, что изменилось за время расследования в американской экономике, эксперт даёт слишком пессимистичный ответ.
«Мне кажется, что, несмотря на все, что было сделано, ничего не изменилось - дисбалансы в экономике никуда не делись, и мы обязательно увидим новый кризис в ближайшие 10 лет. Если нынешний кризис связан с частной и иногда с бизнеснедвижимостью, то следующий кризис почти наверняка будет спровоцирован государственным долгом. И это будет намного страшнее», - прогнозирует директор департамента финансового регулирования института Като Марк Калабрия.
Американский внешний долг - это труднопроизносимое тринадцатизначное числительное, но США - три недели как не самый надежный заёмщик, свидетельствует агентство Standard & Poor's. Инвесторам не по душе 14 триллионов долга и очередной рекордно дефицитный бюджет. Из государственного департамента звучит будто послание кредиторам: «несмотря на снижение рейтинга, американская экономика - сильнейшая в мире. Очевидно, что долги остаются главной проблемой для Соединенных Штатов. Но мы работаем над решением этой проблемы».
Расследование финансового кризиса - это довольно успешная попытка заглянуть на кухню Уолл-стрит. Яркий пример - метод работы с клиентами Goldman Sachs: банк им продаёт ипотечные бумаги, в то же самое время, делает ставку на их понижение, не обмолвившись с покупателями. Это не уловка и не случайность, не единичный эпизод - банкиры продолжали вводить в заблуждение членов конгресса, предоставляя во время расследования недостоверную информацию. Так это ложь, подлог, преступление или просто стратегия развития банка?
| |