|
Сегодня открывается 64-й Каннский фестиваль. О его программе и связанных с ней ожиданиях - АНДРЕЙ ПЛАХОВ.
По красной дорожке фестивального дворца вечером пройдут многие знаменитости. Это - возглавляющий жюри большого конкурса Роберт Де Ниро, ведущая церемонии открытия Мелани Лоран, а также съемочная группа фильма «Полночь в Париже» Вуди Аллена, который будет показан после церемонии.
Решение открыть фестиваль очередным Вуди Алленом относится к числу беспроигрышных. Снятый в прошлом году во французской столице фильм собрал компанию голливудских артистов, самые известные из которых Кэти Бейтс и Эдриен Броуди, а для усиления галльского колорита к ним добавили Марион Котийяр, Леа Сейду и даже жену президента Франции Карлу Бруни-Саркози.
Изменив своей первой привязанности - родному Нью-Йорку - и освоив в качестве съемочных площадок Лондон, Венецию, Барселону, Вуди Аллен переместился в Париж, чтобы продолжить, как выразился художественный директор фестиваля Тьерри Фремо, серию своих «любовных писем» на тему отношений человека с историей, искусством, жизненными удовольствиями и самим собой и своей несовершенной природой. В тот же самый вечер картина выйдет на 400 экранах Франции, так что жители всех ее провинций смогут виртуально побывать в Париже и одновременно стать соучастниками каннской церемонии открытия.
В последний момент было объявлено о дополнениях к программе. В нее включены фильмы двух иранских режиссеров - Джафара Панахи и Мохаммада Расулофа, которые подверглись на родине репрессиям и запрету на профессию, что не могло не вызвать в мировом киносообществе волну возмущения и солидарности с опальными художниками. Пока точно неясно, как и при каких обстоятельствах, но им все же удалось снять и вывезти в Европу свои новые картины. Одна из них называется «Прощай» и будет показана в программе «Особый взгляд»: в ней Мохаммад Расулоф, основываясь на личном опыте отношений с иранской бюрократией, рассказывает о молодом тегеранском адвокате и его попытках получить визу для выезда из страны. Будет устроен также специальный показ фильма Джафара Панахи и режиссера-документалиста Мойтабы Миртамас «Это не кино» - дневник нескольких месяцев, в течение которых Панахи ожидал судебного приговора.
Основная часть каннской программы объявлена и откомментирована почти месяц назад. Самый большой интерес вызывают фильмы Ларса фон Триера, Педро Альмодовара, Терренса Малика, Аки Каурисмяки и Алена Кавалье. По традиции, если фестиваль открывается американским фильмом (пускай и снятым во Франции), на закрытие предлагается французский противовес. Найти его было, видимо, не так просто, и объявили о нем только недавно. Каннский 12-дневный киномарафон завершится фильмом «Любимые» Кристофа Оноре. Этот режиссер, склонный к жанровым и стилистическим экспериментам, умеющий и эпатировать почтенную публику, и находить с ней тесный контакт, снял музыкальный фильм, в котором играют Катрин Денев и ее дочь Кьяра Мастроянни, а также Луи Гаррель и, что вовсе неожиданно, Милош Форман. Аннотация обещает романтическое путешествие в Прагу 1960-х годов, Лондон 1980-х, 11 сентября 2001-го и сегодняшний день.
Украина в этом году снова представлена в конкурсной программе - на сей раз короткометражкой, которую судит жюри во главе с Мишелем Гондри,-- фильмом «Кросс» киевлянки Марины Вроды, выпускницы Национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого (мастерская Михаила Ильенко).
| |