|
В московской M&J Guelman Gallery открылась выставка украинского художника Василия Цаголова «У страха глаза велики». Проект, представленный недавно в PinchukArtCentre, не испугал АННУ ТОЛСТОВУ.
Самое большое и, видимо, главное полотно цикла «У страха глаза велики» являет нам картину мира, которая должна складываться в голове телезрителя, целыми днями скачущего с канала на канал: медийная жвачка с криминально-военной хроникой, уфологией, высокодуховным китчем и бытовухой. Портреты этих гипотетических не то телезрителей, не то телезвезд с головами, прошитыми насквозь мясорубками, ножницами, сверлами и другими колюще-режущими предметами, тоже входят в цикл, но самое прекрасное в нем - это, конечно, сцены с балеринами-шахидками, рождающиеся в их прокомпостированных мозгах.
На то, что изображенное и правда театральная сцена, указывает уходящий в левую кулису, как на полотнах Вермеера или Веласкеса, красный бархатный занавес с золотыми кистями. Но при этом кое-где поверх сюжета пущена лента украинского орнамента, подчеркивающая, что глубина иллюзорна и перед нашими глазами всего лишь плоское двухмерное изображение. Как будто бы эта картина сначала решила стать театром, как в живописи барокко, а потом вспомнила про авангард и показала, что она на самом деле является куском холстины, натянутым на подрамник и покрытым красками. Покрытым, впрочем, кое-как: виртуозная кисть художника легко бежит по поверхности, оставляя блики-прорехи, сквозь которые белеет холст.
По этим фирменным прорехам в живописной ткани Василия Цаголова всегда отличишь от других виртуозных кистей, изображающих опосредованную различными медиа реальность этаким коллажем в стиле большой сюжетно-тематической картины времен брежневского заката соцреализма - а именно от кистей Александра Виноградова и Владимира Дубосарского. Но этот прием - нечто большее, чем способ сообщить цаголовской манере экспрессивность, которая выделяет ее на фоне виноградово-дубосарской гладкописи. Белесые лакуны и есть самая суть этой живописи, которая нанесена на холст, как краснофигурная роспись - на амфору, только если под краснофигурной росписью все же обнаруживается глиняный сосуд, то здесь под слоем краски белеет абсолютная пустота.
В Москве киевлянин Василий Цаголов известен главным образом живописью «респектабельных нулевых», которую не раз выставлял Марат Гельман. Но она тоже может сообщить кое-что о героическом прошлом художника, в «лихие девяностые» бывшего в Киеве одним из пионеров новых медиа и акционизма, снимавшего видео в жанре триллера и режиссировавшего перформансы и инсталляции в жанре боевика, перетарантинивая Тарантино. Живопись, к которой он вернулся после всех своих экспериментов, порой источает флюиды «Криминального чтива». Особенно заметные в серии «Блуждающая пуля», повествующей о быстрой офисной любви и смерти дельцов эпохи первоначального накопления капитала с кинематографичностью, свойственной разве что прозе Владимира Сорокина на те же сюжеты. Да и в легкости, с какой Василий Цаголов переходит от такой гангста-пейнтинг к живописанию чего-то совсем уж невообразимого - вроде «Украинских X-files» с синими человечками в идиллии малороссийской деревни или «Фантомов страха» с Кощеем и Бабой-ягой среди пассажиров киевского метро - тоже есть что-то сорокинское.
Юмористическая небывальщина «Украинских X-files» и «Фантомов страха» выглядит даже более естественно, чем, скажем, публицистика «Оптики 'оранжевой революции'» с ее сложной пуантилистской мозаикой-монтажом из сцен с Майдана. Впрочем, кажется, что этой несколько показной веселостью живописец, дезертировавший в новые медиа и разуверившийся в них, прикрывает разочарование. И, как Владимир Сорокин, констатировавший в «Романе» смерть романа, все равно остался при прозе крупной формы, от которой никуда не деться, так и Василий Цаголов, констатировав смерть картины, остался при живописи, пробиваясь сквозь нее к сияющей пустоте.
| |