|
Мирный атом Беларусь приручит в 2017 году, когда на Островецкой площадке заработает первый энергоблок. В надежде выяснить, что же ожидает Синеокую через 6 лет, корреспондент БЕЛТА посетил одну из самых современных российских атомных электростанций - Ростовскую АЭС, вплотную приблизившись к олицетворению массовых радиофобий - работающему ядерному реактору.
Мосты в будущее и дорога в прошлое
Добираться до Волгодонска, возле которого, собственно, и расположен закрытый ядерный объект, люди сведущие предпочитают самолетом. Так, из Москвы в Ростов-на-Дону авиалайнеры летают три раза на день - утром, днем и вечером. Поскольку аэропорт находится вблизи города, самолеты идут на посадку прямо над жилыми домами и частными «избушками», эклектично соседствующими с промзоной. К реву двигателей здесь, похоже, привыкли. Сам аэропорт чудесным образом напоминает увеличенный в размерах «Минск-1», ныне готовящийся уйти на вечный покой.
«Ростов хоть и на Дону, однако в летние дни от пыли и солнца деваться некуда», - сетует начальник информационно-аналитического отдела Центра общественной информации Ростовской АЭС Сергей Янчевский. Будто бы укротить мирный атом куда проще, чем привести улицы в порядок. С небольшой возвышенности открывается неприкрытый облик «Ворот Кавказа»: тут вам и краснокирпичные жилые дома, и вполне скромные, на наш искушенный вкус, бизнес-центры, голый «недострой» и сверкающий своими куполами православный собор.
А еще мост, символично разделяющий восток и запад. Вообще мосты - гордость ростовчан, хотя открывающийся с них вид на промышленные предприятия романтичным едва ли назовешь.
Ростовская АЭС находится примерно в 250 км от южной столицы России, и, по большей части, мало от нее зависит. Зато в Ростове-на-Дону готовят будущих атомщиков. В одном из учебных корпусов расположился Ростовский информационный центр по атомной энергетике.
Такой же, но более просторный центр действует и в Волгодонске. Конкуренция между ними отсутствует: первый привлекает студентов и молодых ученых, второй - людей, решивших бороться со страхом перед атомной энергетикой. Свой информационный центр по атомной энергетике откроет и Беларусь, причем задолго до ввода в эксплуатацию первого энергоблока.
Что интересно, у входа в инфоцентр гостей встречает изображение Ростова-на-Дону 2050 года - таким город увидели не седовласые проектировщики, а начинающий архитектор. Его фантазия рисует футуристический град, в котором на место однотипных многоэтажек придут небоскребы, причем облик некоторых из них пугающе напоминает топливные стержни для реакторов. Но есть в проекте и очевидные ошибки. «Речные теплоходы в том виде, в котором они существуют сегодня, до 2050 года точно не доживут», - улыбаясь, подмечает архитекторский огрех директор центра Алексей Боровик.
Чтобы доехать из Ростова-на-Дону до Волгодонска, уйдет больше трех часов. Дороги - не единственная проблема, сохранившаяся со времен Карамзина. Местные автомобилисты сначала жалуются на кочки и трещины в асфальте, потом - на мусорные «берега», прилегающие к главной дороге. Ближе к Волгодонску перед глазами мелькают степные «островки», охваченные огнем. Тем временем по российскому телевидению бодро обсуждают готовность государственных служб к лесным пожарам.
Волгодонск - один из самых молодых российских городов. Своим появлением он обязан Волго-Донскому судоходному каналу, суда по которому начали курсировать с 1952 года. Территориально Волгодонск разделен на две части - старый город и новый. Последний возвели для обслуживания завода «Атоммаш»: на машиностроительном предприятии собирали детали для АЭС, включая сами реакторы.
После чернобыльской катастрофы «Атоммаш» начал терять позиции. Сегодня он практически превратился в завод-призрак: большая часть его помещений пустует, и лишь отдельные заказы на производство оборудования для АЭС помогают предприятию оставаться на плаву. Близость к Ростовской АЭС, которая вырабатывает около 15% электроэнергии в регионе, конечно, играет заводу на руку: с точки зрения логистики руководству атомной станции проще отдать заказ предприятию-соседу. Замеры для успокоения
От Волгодонска до Ростовской АЭС почти рукой подать - немногим более 13 км. Сотрудников атомной электростанции доставляет в город специальный автобус. На подъезде к АЭС, равно как и внутри, снимать на фото- или видеокамеру охранные системы категорически запрещают.
Посетителей готовят к серьезной проверке, однако на своем пути микроавтобус встречает разве что скромный пост охраны, и с легкой руки дежурного автомобиль мчится к проходной. «Если мы проехали так быстро, это не значит, что за нами никто не наблюдает», - оправдывается представитель АЭС, намекая на расставленные по контуру шпионские камеры.
Безопасность на АЭС - епархия внутренних войск МВД России по охране атомных станций и ФСБ: к любому посетителю они относятся с вполне уместной для такого рода объектов подозрительностью. К приему гостей из Беларуси стражи АЭС оказались готовы. Любое устройство, будь то цифровая камера, диктофон или мобильный телефон, заранее попросили согласовать с представителями атомной станции. Местная охрана скрупулезно сверила заводские номера, однако заглянуть в портфель не решилась.
Еще на проходной гостей замеряет дозиметрист Владимир. Проверяет не столько ради безопасности, сколько для успокоения, чтобы впоследствии напуганный экскурсант мог сверить свой фон с допустимой нормой. То, что не заметил дозиметр (кстати, белорусского производства), увидят портальные мониторы контроля загрязнения персонала, чем-то напоминающие магнитные рамки в аэропортах.
Радиационный фон посетителя замеряют 14 датчиков. Если хотя бы один из них зафиксирует превышение нормы, сработает сирена, после чего «источника» ждет обязательный душ и повторная проверка.
Зал для «гигантов»
После небольшого инструктажа и облачения в униформу - куртку и каску - экскурсантов отправляют в турбинный зал. Сама турбина занимает почти весь «ангар». В летние дни температура здесь превышает 35°C, поэтому дежурный прячется от жары в небольшой будке с кондиционером.
Обычно в турбинном зале людей не встретить, хотя вероятность получения дозы радиации здесь отсутствует. Просто за все процессы отвечает автоматика. В случае возникновения неполадок или плановой покраски в дело вступают ремонтники, а чтобы добраться до отдельных узлов, привлекают высотников.
Однако далеко не все оборудование на АЭС можно починить. Чаще всего его просто меняют. Доставляют огромные компоненты через гигантские ворота, в которые протиснется даже белорусский карьерный самосвал.
Схема работы турбогенератора Ростовской АЭС довольно проста: доведенная до парообразного состояния вода из второго контура поступает в турбины, которые и вращают электрогенераторы. Таким вот образом два энергоблока каждый день выдают 50 млн. кВт.ч.
Если парогенератор вырабатывает пар, то конденсатор (оба - обязательные элементы любой АЭС) охлаждает его до жидкого состояния, чтобы тем самым завершить цикл. Конденсатор расположен за турбинами и скрыт от глаз системами трубопроводов.
В отличие от японской АЭС «Фукусима-1», Ростовская атомная электростанция имеет двухконтурные реакторы типа ВВЭР-1000, каждый из которых мощностью 1000 МВт (для сравнения: мощность каждого из двух энергоблоков белорусской АЭС составит 1200 МВт). В первом контуре циркулирует радиоактивная вода, которая, доведенная до парообразного состояния, нагревает воду из второго контура, вращающую электрогенераторы. В свою очередь для конденсации последней используется вода из прилегающего к станции водоема, составляющего внешний контур.
| |