|
Возбуждено уголовное дело по факту мошенничества с землями Бородинского музея-заповедника. По версии следствия, глава сельского поселения, пользуясь подложными документами, продавала под дачи земельные участки на историческом поле. По мнению экспертов, подобное происходит в Подмосковье повсеместно.
Возбуждено уголовное дело в отношении подмосковной чиновницы, подозреваемой в незаконной продаже земли на территории государственного Бородинского военно-исторического заповедника. «Главным следственным управлением Следственного комитета возбуждено уголовное дело в отношении главы сельского поселения Бородинское Можайского муниципального района Подмосковья Майи Склюевой и неустановленных лиц по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159 УК (мошенничество, совершенное с использованием служебного положения в крупном размере)», - сообщил в среду официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин.
По версии следствия, Склюева с января 2007 по март 2008 года, пользуясь служебным положением и подложными документами, завладела земельными участками площадью около гектара в районе населенных пунктов Косьмово и Старое село на территории Бородинского поля. В итоге, на территории музея-заповедника в нарушение закона было возведено более 100 жилых домов и различных хозяйственных построек. Случаи продажи еще более 50 гектаров земли вблизи деревень Татариново и Семеновское-Фомкино следствие проверяет. Ранее стало известно, что прокуратура признала незаконными четыре распоряжения главы Можайского района, которыми разрешалось строительство.
Скандал вокруг Бородинского поля разгорелся в начале 2011 года, когда в Росохранкультуру поступила информация о продаже части территории военно-исторического заповедника и начавшейся там стройке сотни коттеджей. В феврале и. о. руководителя ведомства Виктор Петраков заявил, что строительство коттеджей на территории заповедника может привести к его уничтожению. После этого власти Подмосковья наложили запрет на все работы вблизи музея и создали специальную рабочую группу для расследования этого дела. Пообещал разобраться в ситуации с застройкой Бородинского поля и новый прокурор области Александр Аникин (по его данным, там возведено уже 149 объектов).
В самом Можайском районе главной проблемой (вне зависимости от степени вины Склюевой) считают бесхозность Бородинского поля.
По словам председателя районного Совета депутатов Елены Удаловой, до тех пор, пока не решена судьба земли, никто не знает точно свою «зону ответственности». «На сегодняшний день решением губернатора приостановлены все действия на этой территории до тех пор, пока не будет решено, за кем она закреплена. И это правильно, - заявила Удалова "Газете.Ru". - Как только появятся свидетельства на землю, станет ясно и как разграничены полномочия местных, областных и федеральных властей».
Как рассказала Удалова, хотя территорией музея считается 11 тыс. гектаров, никаких документов на этот счет нет. Официально оформлены лишь небольшие участки земли, например «пятачок» под памятником Кутузову. «В реальности там поля, пастбища, тот же коттеджный поселок "Бородинское поле", построенный в 10 км от села Бородино еще 20 лет назад, - объяснила она. - Это территория, которая живет полноценной жизнью. И поселение должно развиваться, ему нужна инфраструктура».
По данным областных властей, в настоящее время в собственности Бородинского музея-заповедника находится только 120 гектаров земли. При этом земли в собственности властей Подмосковья там тоже нет, сейчас это территории акционерных обществ.
Правительство области предлагает федеральному центру выкупить земли Бородинского поля у частников, и тем самым защитить его от застройки".
По мнению областных властей, чтобы сохранить историческое место, территория Бородинского поля должна быть передана музею. «Лучший способ сохранить знаменитое поле - выкупить землю у частников, около 1,2 тыс. гектаров, и сделать это должны федералы, если этот вопрос не решить, то строительство как велось, ведется, так и будет продолжаться. Необходимо утвердить охранную зону этой территории, прописав особые условия ее использования», - заявил 19 апреля заместитель председателя правительства Московской области Виктор Егерев.
В самом федеральном центре это предложение пока не комментируют, ограничиваясь возмущенной риторикой в адрес всех причастных к коммерческому освоению Бородинского поля. «В таких случаях призывать к совести, разглагольствовать бесполезно. Это как мертвому припарки. Действовать надо жестко, если нужно, - с помощью правоохранительных органов и силовых структур.
Говорю об этом открыто, потому что совсем уже оборзели, извините, совесть потеряли. Торгуют землей и наживаются на этом», - заявил в конце апреля на заседании оргкомитета «Победа» вице-премьер Сергей Иванов.
С непарламентской оценкой вице-премьера согласен и заместитель председателя комитета по экономической и инновационной политике Мособлдумы, руководитель сельхозпредприятия Павел Грудинин. Однако, уточняет он, «не просто оборзели, а вообще дошли до ручки» чиновники не в одном Можайском районе: земли сельхозпредприятий и даже лесного фонда перепродаются под дачи повсеместно.
«Незаконные сделки с землей - основной бизнес недобросовестных глав сельских поселений, торгующих участками с попустительства районных властей, - заявил депутат "Газете.Ru".
- В ситуации, когда стоимость сотки земли доходит до 10 тыс. долларов, на все закрываются глаза. Сегодня в Подмосковье самые коррупционные структуры - те, что оформляют землю и дают разрешение на строительство У нас с коррупцией, конечно, борются, но она в этой борьбе побеждает».
Как объяснил Грудинин, до 1994 свидетельства о собственности на землю (на бланках голубого цвета) выдавались сельсоветами. При этом, с документами происходила полная «вакханалия», нарушались правила и нормы их выдачи. И сейчас для захвата земли вовсю используются такие фиктивные свидетельства. «Земля торгуется именно по таким поддельным документам, - рассказал он. - Районные власти должны были провести инвентаризацию. Но с ними повсеместно "договариваются".
Особенно бойко земля расходятся там, где за нее некому постоять. Так произошло и на Бородинском поле, считает Грудинин.
<1>»Тут всегда были колхозные поля, - рассказал он. - В 1993 году в соответствии с указом президента Ельцина колхозникам были выделены земельные паи, с которыми они вошли в акционерные общества. Но сейчас многие сельхозпредприятия разваливаются, особенно в Можайском районе, земля не ухожена. А поскольку у земли нет хозяина или он слабый и ею не пользуется, чиновники сельских поселений отдают участки под дачи (выкупая их или присваивая мошенническим путем)".
По словам депутата, единственный путь спасения такой земли - ее выкуп. По его мнению, надо наложить мораторий на сделки с землей и срочно принять закон об изъятии неиспользуемых или используемых не по назначению сельхозземель в государственную собственность. Особенно это касается заповедников. Но самое главное, считает депутат, следует отменить норму Земельного Кодекса РФ, согласно которой дачные участки относятся к землям сельхозназначения. «Хорошо известно, что современные дачники не производят сельхозпродукцию, - говорит он. - Но это именно та лазейка в законодательстве, которая позволяет главам поселений раздавать землю даже без всякого перевода их в другую категорию или изменения генплана поселения».
Автор: Варвара Петренко
| |