|
В апреле на украинском рынке появился белорусский биодизель, экспорт которого из республики не облагается пошлиной. Но появление этого более дешевого продукта не только не приводит к снижению розничных цен, но даже может стать причиной дальнейшего подорожания всех видов топлива, поскольку заставляет украинских нефтепереработчиков сокращать объемы производства, отмечают эксперты.
По данным Министерства энергетики и угольной промышленности, в январе-апреле переработка нефтяного сырья на НПЗ и ГПЗ Украины сократилась на 28,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2,7 млн т. А объем переработки нефти в апреле снизился на 53,2% к апрелю 2010 года, до 585,7 тыс. т. Напомним, по итогам I квартала переработка нефти в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уменьшилась на 17,1%.
Официально в пресс-службе Минэнерго падение объемов переработки не объясняют. Но как рассказал высокопоставленный источник Ъ в министерстве, это связано с тем, что в апреле в Украину начало поступать белорусское биодизельное топливо. Оно производится на ОДО «Белнефтегаз» из российского дизельного топлива с примесью 0,2% биодобавок. Согласно белорусскому законодательству, такая смесь не облагается экспортной пошлиной, в то время как пошлина на обычные виды топлива составляет $216 за тонну. «По сути, речь идет о появлении на рынке нового канала поставок импортного топлива по демпинговым ценам. До февраля без уплаты пошлины топливо ввозилось компанией 'Ливела', но после ее ухода с рынка импортеры нашли новый способ заработка»,-- отмечает аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.
Председатель правления ПАО «Укртатнафта» Павел Овчаренко заявил Ъ, что заводы в апреле были вынуждены резко сократить объем переработки. «Для нас сегодня каждая тонна переработанного сырья приносит $90 убытков. При такой экономике сокращение переработки - это попытка снизить потери»,-- говорит господин Овчаренко. В пресс-службе ОАО «Галичина» Ъ сообщили, что еще в марте, до появления биодизельного топлива из Белоруссии, потери от переработки одной тонны нефти составляли $75-80, а в апреле выросли на $10-15. По данным господина Овчаренко, объемы поставок нефти падают, и разрыв с пятью месяцами прошлого года может быть еще более существенным.
По словам Александра Сиренко, импорт дешевого биодизеля никак не отражается на розничных ценах: «Более того, они растут и будут расти». По данным UPECO, с 30 апреля по 10 мая цены на бензин Аи-95 увеличились с 10,15 до 10,22 грн за литр, на Аи-92 - с 9,75 до 9,8 грн, А-76 - с 9,3 до 9,4 грн, ДТ - с 9,73 до 9,75 грн за литр. «Импортеры путем демпинга добиваются сокращения рыночной доли горючего производства украинских НПЗ. Но как только это происходит, импортное топливо тут же начинает дорожать»,-- объясняет господин Сиренко. Директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн прогнозирует, что до конца мая цены на бензин и дизтопливо вырастут еще на 3-5%. «Цена Аи-95 скорее всего достигнет 10,5 грн за литр уже к концу месяца»,-- говорит господин Куюн.
Олег Гавриш
| |