|
Британский фотограф Терри О'Нил уверен, что на его снимках запечатлены все мировые звезды. Во всяком случае те, кого он сам хотел бы сфотографировать. «А современных "звезд" я не хочу снимать», - решительно заявил один из самых успешных фотографов мира газете ВЗГЛЯД и рассказал, при каких условиях получаются лучшие снимки.
Между первым снимком, который будущий отец celebrity-фотографий Терри О'Нил случайно сделал в аэропорту Хитроу, и тысячами кадров, составивших фотосозвездие музыкантов, актеров, политиков мира: «Битлз» и «Роллинг Стоунз», Одри Хепберн и Брижит Бардо, Стинга и Элтона Джона, Фрэнка Синатры, Пола Ньюмена и Майкла Кейна, Шона Коннери и Орсона Уэллса, Маргрет Тэтчер и королевы Елизаветы - прошло более полувека. И вот теперь странствующие «Звезды и светила Терри О'Нила» кочуют по просторам России - от Москвы до Екатеринбурга.
Во время выставки в Санкт-Петербурге газете ВЗГЛЯД удалось побеседовать с одним из самых успешных фотографов мира.
ВЗГЛЯД: Терри, какие фотографии вам интереснее делать - постановочные или спонтанные?
Терри О'Нилл: Мне интереснее делать спонтанные снимки - думаю, что их можно сделать даже в условиях студии, но получаются они только тогда, когда мои герои и я чувствуем себя естественно и мы искренни. Естественные кадры получаются, если в студии сложилась атмосфера для импровизации.
ВЗГЛЯД: Когда-то вы сделали свой первый знаменитый снимок, сфотографировав британского министра внутренних дел, спавшего в аэропорту Хитроу. Вы его узнали или это была интуитивная догадка?
Т.Н.: Я понятия не имел, кто это. Мужчина спал в зале ожидания аэропорта в окружении африканцев, и на нем была такая розовая рубашка. Мне очень понравилось сочетание цветов, и я сделал снимок.
ВЗГЛЯД: Часто у вас случались такие неожиданные кадры-удачи?
Т.Н.: Есть знаменитый снимок Дэвида Боуи с собакой. Пока шли съемки в студии, пес сидел совершенно спокойно, но, когда мы закончили работать, собака внезапно подпрыгнула - хорошо, что я еще не отключил аппаратуру! Получился не просто снимок - готовая обложка музыкального альбома. Или фотография Брижит Бардо с собакой: актриса тогда просто прилегла отдохнуть между съемками, и один из ее псов улегся рядом... Я представляю, сколько мужчин, глядя на эту фотографию, мечтали оказаться на месте этой собаки!
А вот когда мы снимали Дэвида Боуи и Элизабет Тейлор, Дэвид так опоздал, что Элизабет, вероятно, обиделась и хотя позировала очень терпеливо, была напряженной, а потом, молча, не попрощавшись, ушла. В снимке, наверное, чувствуется это напряжение. О съемках королевы Елизаветы меня, напротив, предупредили за три месяца, но я все это время очень волновался. Однако когда пришел работать - все отлично получилось!
ВЗГЛЯД: Вы как фотограф не устаете от капризов звезд? Или общение с ними, наоборот, дарит вам вдохновение?
Т.Н.: Сегодня я уже не работаю со звездами так много, как раньше, а поработать с молодыми звездами как-то не представилось возможности и не было особого желания. Но когда я раньше снимал настоящих звезд - мы, прежде всего, просто общались, много времени проводили вместе, часто даже становились друзьями, и съемки были обычным занятием - как бы между делом. Это были не фотосессии в традиционном понимании, когда надо договориться с менеджером, выделить время в сумасшедшем графике звезды для студийных съемок... Сегодня фотограф счастлив, если ему предоставили 15 минут для съемок, а у нас не было таких проблем, потому что звезды не снимались под «прессингом» - просто они мне нравились, я любил этих людей.
ВЗГЛЯД: С одной из звезд, актрисой Фей Данауэй, вас связывали супружеские отношения. Ваш снимок Фей после вручения ей «Оскара» даже приобретен одним из музеев. Что еще подарил вам этот «звездный брак»?
Т.Н.: Ну, во-первых, незабываемые воспоминания о нашей совместной жизни, а во-вторых, нашего сына Лайама.
ВЗГЛЯД: Как вы думаете, распространение Интернета не уничтожает настоящее искусство фотографии?
Т.Н.: Интернет не сможет уничтожить настоящую фотографию - это делает поверхностное, небрежное отношение к творчеству, а также цифровые технологии. Интернет сокращает путь фотографа к известности и успеху и делает фотографии более доступными для зрителя. По-моему, это неплохо. Однако оригинальная печать и качественные публикации в хороших журналах - это все-таки намного лучше.
ВЗГЛЯД: Сегодня еще остались фотографы, работающие в жанре celebrity?
Т.Н.: Увы, но большинство мировых звезд фотографии уже ушли из жизни. А понятие «эксклюзивная фотография» сегодня становится скорее достижением менеджмента или агентов фотографа.
ВЗГЛЯД: Каков рецепт настоящего успеха от Терри О'Нила.
Т.Н.: Успех - результат правильного выбора, совпадения места, времени и обстоятельств и, несомненно, настойчивого, нелегкого труда и таланта. Сегодня я удовлетворен тем, как сложилась моя творческая судьба и очень доволен тем, что могу представить свои работы в России. Пожалуй, могу назвать в той же мере успешным опыт еще одного моего коллеги - Антона Корбайна.
ВЗГЛЯД: Неужели вам никогда не хотелось поработать в жанре социальной фотографии? Столько проблем в мире, которые требуют внимания фотографа...
Т.Н.: Вся моя жизнь художника прошла перед моей фотокамерой. Конечно, фотографов интересуют разные темы - но я, например, считаю, что можно повлиять на души людей и через образы красоты. Это тоже путь. А молодым фотографам, кстати, я предлагаю участвовать в конкурсе Terry O'Neill Prize, который я организовал для всех мастеров и готов поддержать талантливых художников независимо от того, в каком жанре фотографии они работают.
ВЗГЛЯД: Ваши впечатления от визита в Россию. Кому принадлежала идея странствующей выставки Терри О'Нила?
Т.Н.: Выставка в Москве была моим первым российским опытом, а выставкой в Санкт-Петербурге я очень доволен, потому что увидел реальный интерес публики к моему творчеству и нашему проекту. После Петербурга выставка отправится в Ростов-на-Дону, Самару и Екатеринбург.
| |