|
Британский журналист Марк Хьюз, редактор отдела Гран При журнала Autosport, анализирует ситуацию, связанную с возможной сменой владельцев Формулы 1...
Марк Хьюз: «Начинаются серьезные игры: у News Corporation появился интерес к Формуле 1, которую они хотят выкупить у CVC. Игры эти чрезвычайно сложные, суть маневров не всегда представляется очевидной, и конечный итог предсказать невозможно. На кону стоит будущее спорта, и всё это обещает далеко идущие последствия.
Кого-то страшит сама идея, что спорт будет принадлежать какой-то медиа-группе, но с другой стороны некоторые команды не устраивает и нынешняя ситуация, когда Формулой 1 владеет частный инвестиционный фонд CVC. Половину колоссальных доходов, которые приносит спорт, забирают эти люди, потому что их интересует только прибыль. Они что-то покупают, чтобы затем перепродать. В конце концов, не исключено, что планы медиа-группы носят более долгосрочный характер, и она будет более активно инвестировать в Формулу 1.
Чтобы понять суть игры, которую затевает News Corp, надо заглянуть за кулисы происходящего. Власть в Формуле 1 сегодня принадлежит триумвирату, в который входят CVC, FIA и команды. Но две из этих сторон необязательно нуждаются в третьей. Вопрос: о каких двух сторонах речь?
Фонд CVC приобрел права на Формулу 1 на 100 лет, но, начиная с 2013-го года ничто не помешает командам организовать чемпионат под какой-нибудь другой вывеской, и тогда нынешние хозяева спорта останутся ни с чем. Опять же, не факт, что командам и новым возможным владельцам понадобится FIA, если они откажутся от использования бренда "Формула 1".
Командам надо держаться вместе, если они собираются вступить в альянс с федерацией. Берни Экклстоун, представляющий интересы CVC, это понимает и заинтересован в расколе их единства. Он понял, что в новом регламенте на двигатели, утвержденном FIA и вступающем в силу в 2013-м, заключен конфликт интересов, и теперь старается его раздуть: отсюда его недавние негативные комментарии по поводу маленьких турбомоторов. Если ему удастся привлечь на свою сторону тех, кто нервничает из-за высоких затрат, связанных с новыми двигателями, то команды и FIA не смогут выступить против CVC единым фронтом, и расклад сил во многом изменится.
В этой ситуации федерация, предвидя страхи маленьких команд, принимает меры, стараясь противодействовать тактике Берни. Крэйг Полок недавно объявил о планах его компании PURE, и у независимых команд неожиданно появилась перспектива получить относительно недорогой турбомотор.
Ferrari входит в лагерь противников идеи перехода на силовой агрегат с маленьким рабочим объемом, поскольку он никак не соответствует тем качествам, за которые поклонники знаменитой марки любят её серийные спорткары. В этой ситуации Ferrari солидарна с Берни и настроена против FIA.
Но параллельно Ferrari, вместе с FIA, выступает против Берни, когда речь идет о структуре спорта. И именно на этом фоне становится понятен интерес News Corp. Финансовую поддержку медиа-группе Руперта Мердока окажет инвестиционный фонд Exor, который находится под контролем всё той же семьи Аньелли, что владеет и Ferrari. Кстати, у президента Ferrari Луки ди Монтедземоло есть личные связи с телесетью BSkyB, частично принадлежащей News Corp.
Вот официальный комментарий, последовавший из Маранелло: "Мы не комментируем ситуацию, поскольку в настоящий момент не принимаем непосредственного участия в переговорах". А такова позиция Ferrari на самом деле: мы предлагаем командам и FIA отличное решение. Новая сделка будет намного выгоднее, чем действующий контракт с CVC: Формула 1 получит великолепную медиа-платформу, а федерации гарантированы высокие доходы.
Все довольны? Правда, есть одно условие: надо забыть про этот дурацкий четырехцилиндровый моторчик, иначе хуже будет – обещаем. Но никто же не собирается ссориться, верно?
"Мы признаем, что Exor и News Corporation – серьезные инвесторы" – явствует из заявления CVC. Там же говорится, что "Джеймс Мердок (сын Руперта Мердока) проинформировал нас, что их подход носит дружественный характер". Т.е. CVC, вроде бы, уверяет, что Формула 1 не продается, но, при этом, по сути, подтверждает обратное. И любой из сценариев сулит немалые сложности.
Главный вопрос в том, действительно ли экологические инициативы ближе и важнее для президента FIA Жана Тодта, чем стабильные доходы от Формулы 1, в которых федерация так сильно нуждается? С другой стороны, ничто не мешает применять "зеленые" технологии, совершенствуя моторы, которые команды используют сейчас».
| |