|
Гравюры Франсиско Гойи для этой выставки не везли из Испании - их достали из фондов Музея современной истории России. Работы великого испанца хранились здесь с 1937 года, когда департамент изящных искусств министерства образования Испанской Республики передал 220 офортов Гойи Советскому Союзу. Это был скромный подарок в честь 20-летия Октябрьской революции.
Некоторые работы, конечно, демонстрировались, но большой выставки не было никогда. На вопрос, о том, почему так сложилось, в музее отшучиваются: 70 лет ждали подходящего повода. И очень кстати пришелся год Испании в России.
Директор Государственного центрального музея современной истории России Сергей Архангелов, рассказал о шедеврах: «Они отпечатаны с подлинных досок, которых касалась рука самого художника, они отпечатаны на его личном станке, они отпечатаны на бумаге, которого помнит самого Гойю».
Четыре графических серии, из которых хронологически первая - «Капричос», что переводится с испанского как «Капризы» или «Причуды». Всего 80 листов, возле каждого - короткие высказывания. И это не комментарии кураторов выставки, а авторские пояснения самого Франциско Гойи. На гравюре со странным названием «Охота за зубами» не менее странная подпись: «Зубы повешенного - чудодейственное средство для каждого колдовства». Это политическая карикатура, не иначе.
Работы привели в гнев и возмущение инквизицию. Чтобы спасти тираж, художник изъял его из продажи, где офорты были всего две недели, и передал непроданные оттиски и гравировальные доски в Национальную гравировальную мастерскую Карла IV. Именно там они сохранились. Король есть король, и инквизиции он был в то время недоступен.
Серию «Бедствия войны» Гойя создавал в период народно-освободительных войн против Наполеона и испанской революции. Примерно в то же время он начал работать над серией «Тавромахия», целиком посвященной корриде, которую Гойя любил и часто бывал ее зрителем. Четвертая, последняя на этой выставке серия, - «Диспаратес». Варианты перевода этого названия на русский язык кардинально противоположные - по одной версии, это «Пословицы», «Притчи», по другой - «Глупости».
Куратор выставки Вера Панфилова призналась: «Я неслучайно остановилась на листе номер один, который называется "Женская глупость". Эта работа мне наиболее близка. Здесь представлен хоровод женщин, которые подбрасывают мужчину». Помимо женской, здесь еще много разных глупостей - «Глупость от бедности», «Глупость от страха». Гойя считал, что глупость иногда даже бывает крылатая. Кажется, что он был абсолютно уверен в том, что человеческой глупости нет предела. И почти два века спустя с этим вряд ли поспоришь.
| |