|
Директор по связям с общественностью и коммуникациям «СКМ» Наталья Емченко рассказала о том, как рейтинги вузов влияют на качество обучения в университетах
- Наталья, в этом году вы выпускаете четвертый рейтинг. Расскажите, в чем его уникальность и какие основные тренды?
- Сразу скажу, что «Компас» - это не классический рейтинг вузов. Это рейтинг, основным критерием которого является качество образования с точки зрения рынка труда - работодателей и выпускников. Это качественная обратная связь от рынка труда к вузам. Другими словами, «Компас» - это первая в Украине попытка создать мостик между рынком труда и рынком образования. В этом и состоит его уникальность. Основные тенденции - это усиление позиций технических вузов и повышение открытости вузов к диалогу. Если сначала мы должны были убеждать каждого ректора, что это важно и нужно, то сейчас это абсолютно понятный и принятый всеми продукт, которому доверяют и к которому по-настоящему прислушиваются. Кроме того, в этом году мы увидели первые «плюс-минус» системные шаги вузов по построению института «аламни» (отношений с выпускниками). Он дает возможность вузам отслеживать успехи своих выпускников, вести с ними непрерывный диалог, учитывать их точку зрения, получать обратную связь. Зачастую он позволяет вузам выстраивать отношения с компаниями, где работают их выпускники.
- Министерство образования выпускало свой рейтинг. В чем отличия этих рейтингов?
- Насколько я знаю, рейтинг министерства - это монументальный продукт, который пока что не публиковался. Вообще все исследования можно разделить на качественные и количественные. Исследование, которое делает министерство, - количественное (сбор и анализ количественной информации), а наш продукт - это исследование мнений, то есть качественное исследование.
- Кто, по вашему мнению, является целевой аудиторией рейтинга: студенты, вузы, абитуриенты, их родители?
Нашу целевую аудиторию мы определили следующим образом: абитуриенты, студенты, в меньшей степени - родители абитуриентов, сами вузы и работодатели.
Но на самом деле вузы находятся под влиянием абитуриентов и студентов, потому что те «голосуют ногами» при выборе вуза. А «Компас» действительно влияет на мнение последних. Так что хотя наш рейтинг не оказывает непосредственного влияния на вузы, они очень внимательно следят за его результатами и мы получаем регулярную обратную связь. Вообще, я уверена, что для вузов этот проект очень важен. Радует, что с каждым годом и с каждым рейтингом мы получаем от вузов все больше и больше обратной связи. Многие вузы, которых нет в нашем рейтинге, заинтересованы в том, чтобы попасть туда. Те, кто уже там находится, заинтересованы в лучшей оценке - они звонят и сами предлагают опросить их студентов, делятся контактами. Критики в адрес рейтинга не так много.
- Если вернуться в 2008 год, когда вы стартовали с проектом «Компас», какие сложности были на тот момент при его подготовке и какие проблемы есть на сегодняшний день?
Было очень сложно создать методологию, которой бы поверили, которая не вызывала бы нареканий и которая бы обеспечила практическую ценность рейтинга. Было довольно непросто создать систему, которая бы обеспечила безупречную объективность и прозрачность рейтинга. Было практически невозможно достучаться до вузов, хотя мы нашли общий язык с Министерством образования, и его помощь была крайне важна.
Мы провели достаточно интенсивную работу: проехали с нашим рейтингом и темой взаимодействия вузов и работодателей по всей Украине. Была серия дискуссионных клубов, на которых мы обсуждали эту тему и представляли рейтинг.
К слову, мы ожидали довольно активного неприятия рейтинга со стороны академического сообщества и были приятно удивлены, что рейтинг приняли. Наверное, благодаря тому, что мы много времени и сил инвестировали в разработку методологии, что был создан очень авторитетный экспертный совет, что методика была верифицирована западными и российскими экспертами, что в качестве подрядчика выбрана компания с безупречной репутацией - КМИС. Сложности хотя и имелись, но их масштаб и влияние на конечный результат были минимальными.
- Можно ли выделить несколько вузов, которые показывают стабильную позитивную динамику на протяжении 4 лет?
- КНЭУ из года в год растет. И у нас есть бессменный лидер - КПИ.
- Можно ли говорить о росте значения рейтингов вузов в обществе?
- Рейтинг вузов может иметь влияние в том случае, если на его основании принимается решение о распределении государственного финансирования либо если от места в рейтинге будет существенно зависеть качество и количество студентов.
В Украине первый рычаг пока что не работает вообще (государственный заказ распределяется на основании совершенно других аргументов), и это существенно ограничивает влиятельность рейтинга. А вот со вторым рычагом мы активно работаем, и здесь степень влияния «Компаса» с каждым годом растет.
И, наконец, мы «подтолкнули» несколько украинских вузов к системной работе по их вхождению в крупнейшие мировые рейтинги. Три года назад украинские вузы не входили ни в один международный рейтинг. Когда мы сели и разобрались, что такое мировые рейтинги и что мешает украинским вузам туда войти, оказалось все, как в анекдоте о лотерейном билете, когда для того чтобы выиграть, необходимо его хотя бы купить. Выяснилось, что нужно просто связаться с составителями рейтинга, разобраться в методологии, выбрать тот, где у нас есть наибольшие шансы, и методично работать над улучшением своих показателей.
Еще один положительный факт - с появлением нашего рейтинга все начали системно говорить о качестве образования в Украине. По сути, мы были первыми, кто попробовал его померить.
- Используют ли результаты рейтингов работодатели при приеме сотрудников на работу?
Работодатели являются одними из активных пользователей рейтинга, потому что они пытаются принимать рациональные решения. «СКМ» как работодатель довольно небольшая компания, но тем не менее информация о том, где учился кандидат, для нас действительно имеет значение. В отношении Группы «СКМ» у меня нет консолидированных данных. Но вопрос интересный, думаю, нам нужно будет озадачить им наших HR-специалистов.
Как долго вы будете продолжать выпускать данные рейтинги?
- «Компас» создавался как долгосрочный проект. Что касается нашего участия в его финансировании - думаем, что проект достиг этапа зрелости и теперь может уходить в свободное плавание. Это означает, что в 2011 году мы сформируем небольшой качественный пул инвесторов, которые заинтересованы в участии в проекте и готовы принять правила игры.
Речь не идет о нашем выходе из проекта, но мы хотим сделать его самодостаточным и обеспечить ему устойчивое развитие. Именно для этого мы и создаем такой пул, который обеспечит еще большую автономность рейтинга, а кроме того, вольет в проект свежую кровь: речь идет о том, что в рейтинге образца следующего года благодаря участникам пула могут появиться новые специальности, например, сельское хозяйство, химия, фармацевтика..
| |