|
В Гвианском космическом центре прошла генеральная репетиция старта ракеты-носителя «Союз».
Специалисты называют это «сухим вывозом». Символический ключ от стартового комплекса передан компании Arianespase, осуществляющей запуски с экваториального космодрома Куру.
Символично и то, что это событие состоялось незадолго до знаменательной даты. В июне 1966 года СССР и Франция подписали соглашение о сотрудничестве в космосе. Реализация проекта «Союз» в ГКЦ открывает России и Евросоюзу новые горизонты в освоении космического пространства.
В Гвианском космическом центре все в ожидании предстоящего старта. Однако пока генеральная репетиция, как здесь говорят - «сухой вывоз».
«Идет операция "сухого вывоза" - это когда все операции проверяются в рамках комплексных испытаний, за исключением заправки ракеты», - пояснил генеральный конструктор по наземной космической инфраструктуре - заместитель генерального директора ФГУП «ЦЭНКИ» Игорь Бармин.
640 метров до нулевой отметки. Примерно 15 минут предстартового пути. «Вывоз» для российских специалистов - вполне знакомая процедура. Однако многое на Куру делается впервые в истории. Например то, что «Союз» движется без головной части. Ее привезут позднее к вечеру, когда ракета займет стартовую позицию.
Гвианский старт - почти копия гагаринского на Байконуре. Его начали строить более трех лет назад. Темпы удивляли всех, и особенно европейцев. Несмотря на жару, русские работали без традиционного послеобеденного отдыха.
Это называется вертикализация. С одной стороны, вертикализировать ракету без головной части проще, сейчас она весит всего три тонны, с топливом во много раз больше. С другой, впервые надо будет провести установку «головы» «Союза», когда «тело» уже на старте, таково требование европейской стороны. Именно так французы запускают «Ариан».
«В настоящее время вы видите установку ракеты-носителя в стартовую систему, после чего у нас будет подведена Мобильная башня обслуживания, и следующим этапом у нас планируется подъем головной части», - показал Вадим Митин, заместитель начальника управления средств выведения наземной космической инфраструктуры и кооперационных связей.
Самое высокое сооружение в Гвиане - Мобильная башня обслуживания, ее уже окрестили защитницей: если хлынут тропические ливни - ракета останется сухой. Да и обслуживать «Союз» с балконов такого многоэтажного дома, гораздо проще.
Вертикализация успешно завершена, ракета на старте, но старта не будет, поэтому только сегодня есть возможность находиться в так называемом газоотводе. Во время пуска здесь все будет сожжено дотла, даже и так уже сгоревшая на солнце трава.
Еще одно главное событие - впервые в истории Мобильная башня обслуживания заботливо укрывает «Союз», но не от проливного дождя, а от палящего солнца Гвианы.
Рабочий день «сухого вывоза» начался на рассвете с традиционного построения - все как на Байконуре, а завершился глубоко за полночь еще одним историческим событием, установкой КГЧ - головной космической части.
Головную часть подвозит к старту специальный тягач, лучший водитель Гвианы не раз проделывал похожую процедуру с самой тяжелой ракетой в мире - «Арианом».
Водитель тягача Жан-Франсуа Кольбер говорит: «Конечно, я испытываю волнение. Несмотря на то что я уже много раз возил на своем тягаче "Арианы". "Союз" это ответственно, но не очень сложно».
Головную часть поднимают на самый верх башни с помощью крана, а потом почти до утра длится стыковка необходимых коммуникаций.
«Вот если вы попадете на Байконур или в Плесецк, этого так сказать восьмигранника, вы будете ползать на карачках. Здесь, как видите, большой простор для работы, к любому щиту можно подойти практически не сгибаясь. Обслуживать соответствующее оборудование стоя в полный рост. И еще есть свобода для перспективы, будущих ракетоносителей и модификаций», - отметил главный конструктор стартового комплекса Анатолий Баранов.
Внутри самого старта могут находиться только российские специалисты, повсюду висят предупреждающие таблички. Нашей съемочной группе повезло, главный конструктор стартового комплекса показывает свое творение. Такая экскурсия словно еще одна предстартовая репетиция.
Анатолий Баранов: «Не каждому удается именно в такой момент побыть на старте, когда ракета стоит на старте. И вся ее двигательная часть, то есть та лошадка, которая ее выводит на орбиту, у вас перед глазами. Считайте, что если бы здесь был был огонь, то было пламя, которое бы вырывалось с огромным ревом, а мы с вами вот здесь стоим. Тут, правда, заглушечки, которые будут сняты в последний момент».
Жозе Голитен рисует в воздухе свою мечту - траекторию полета ракеты «Союз», которую он, как руководитель станции телеметрии, отследит уже в начале осени этого года. Голитен привык запускать «Арианы», но перспектива поработать с «Союзом» завораживает не меньше. Он не без гордости называет предстоящий старт «миссией по телеметрии».
«Я такой человек, который любит познавать новое. Поэтому предстоящий запуск "Союза" сильно мотивирует на хорошую работу. Я живу в предвкушении этого пуска. Только на первый взгляд кажется, что в нашей работе много рутины. Это не так. Всегда остается место для принятия ответственных решений», - рассказал Жозе Голитен, начальник станции телеметрии космодрома Куру.
Рисунок гвианского мальчишки красуется на эмблеме экипажа, стартовавшего в космос накануне Дня космонавтики. Марсель Сантос Каил Рисс выиграл международный конкурс детских рисунков и раньше всех жителей Французской Гвианы увидел запуск «Союза» на Байконуре в апреле этого года.
Марсель Сантос: «Я никогда не видел запуски "Ариана" так близко, как запуск "Союза" на Байконуре. Я пока не знаю, стану ли космонавтом, для нужно очень много книг прочитать».
Российский старт на космодроме Куру сдан под ключ. Новый глава «Роскосмоса» Владимир Поповкин отметил на церемонии: гвианский старт - лучший пример сотрудничества «Роскосмоса» и ЕКА. Поповкина поддержал и Жак-Ив Легаль, глава компании Arianespase.
Жак-Ив Легаль: «Сегодня уже с уверенностью можно сказать, что начинается новая эра сотрудничества Франции-России в космосе и на земле.
Вдвойне символично, что событие произошло накануне знаменательной даты. В июне 66-го года Советский Союз и Франция подписали соглашение о сотрудничестве в космосе.
Стартовая площадка дает европейцам два гарантированных пуска в год. Первый должен состояться уже осенью. Само расположение старта на экваторе позволит "Союзу" выводить космические аппараты с меньшим расходом топлива - вращение земли как бы подталкивает ракету на орбиту.
| |