|
Многие наблюдатели отмечают, что Украина повторяет печально известный опыт Аргентины начала 1990-х, где людям, привыкшим жить на широкую ногу, пришлось после кризиса резко урезать свои расходы.
Об этом идет речь в исследовании Comcon Ukraine, проводившегося Украинской маркетинговой группой UMG, пишет «Зеркало недели». «Сегодня в Украине на рынке любых товаров происходит очень серьезное разделение общества с практически полным исчезновением среднего класса, - отметил генеральный директор Украинской маркетинговой группы UMG Артур Герасимов. - Одна из тем исследований, которыми мы постоянно занимаемся, это потребительские товары и все, что касается покупательской способности людей. По результатам этих исследований видно, что бедные стали еще беднее, а средний класс опустился ближе к уровню малообеспеченных граждан. Потеряли часть своих доходов в 2008-2009 гг. и богатые, которые стали потреблять что-либо реже». Согласно исследованиям компании, в последнее время произошел скачок вверх, богатые начинают «подниматься», причем гораздо быстрее, чем те, кто находится в средине или внизу социальной лестницы. Кризис никак не отразился только на потреблении очень богатых, т.е. если у человека было 100 миллионов, а стало 50, это никак не отразилось на его повседневных расходах". С наступлением кризиса средний и материально необеспеченный классы сразу же отказались от крупных покупок - квартир, машин и т.п., но не хотели экономить на продуктах питания, одежде, походах в места развлечений. Так было до лета 2009 года, когда у этих двух классов кончились сбережения и пришлось жить на одну зарплату. А поскольку в психологии украинцев есть тяга откладывать «на черный день», - то и меньше, чем на одну зарплату. Осенью 2009 г. произошел своего рода качественный скачок в потреблении: уменьшилось не только количество потребляемой продукции, но и произошел ее переход на качественно иной уровень. Люди начали покупать более дешевое. С 2010 года отмечается некая стабилизация и даже рост потребления, который начался сверху вниз.
| |