|
Большинство белорусов в последнее время стало покупать более дешевые продукты питания. А поехать отдыхать в Турцию сейчас может лишь каждый десятый соотечественник.
Таковы результаты опроса, проведенного социологическим центром ООО «ЗЕРКАЛО-ИНФО». Сотрудники данного центра попросили жителей республики ответить на вопрос «Можно ли сказать, что вы (члены вашей семьи) в последние 2-3 месяца стараетесь покупать более дешевые продукты питания и другие предметы первой необходимости, чем покупали ранее?». Подавляющее большинство (76%) опрошенных горожан и сельчан дали утвердительный ответ.48% из них сказали «да». И 28% - «скорее да, чем нет».
Каждый пятый респондент на предложенный вопрос дал отрицательный ответ (19%). Правда, только 7% из них без колебаний заявили, что личным и семейным товарно-продуктовым запросам в последние 2-3 месяца не изменяли. И 12% признались, что скорее не стали покупать более дешевые продукты питания, чем стали.
Лишь у 5% белорусов вопрос вызвал затруднение. Ответы на вопрос «Имеете ли вы (члены вашей семьи) возможность пользоваться следующими платными услугами?» (см. табл.) подтвердил нарастающее расслоение белорусского общества, его социально-экономическую дифференциацию.
Так, подавляющее большинство (68%) опрошенных горожан и сельчан не могут хотя бы раз в год отдохнуть с детьми на море. Только один из десяти белорусов (11%) может позволить своей семье отдых в Турции, на Канарах или, на худой конец, на каком-нибудь горнолыжном курорте. И примерно такое же количество респондентов (13%) могут позволить себе заграничный отдых только в случае крайней необходимости.
Более трети (35%) опрошенных белорусов не имеют возможности оплатить свою учебу или дать платное образование своим детям. Может оплатить образовательные услуги один из четырех человек (24%). А каждый третий - только в случае крайней необходимости (33%).
Относительное большинство респондентов аналогично - лишь в исключительных случаях - могут воспользоваться платными медицинскими (54%) и транспортными (42%) услугами. Примерно равное количество граждан, высказавшихся по этим видам услуг, как могут, так и не могут оплатить транспортные (27% и 26%, соответственно) и медицинские (22% и 21%) услуги.
Проще, на первый взгляд, белорусам оплачивать развлекательные услуги (театр, кино и т.п.). Однако спокойно это может сделать лишь треть (36%) респондентов. Каждый четвертый (26%) не может воспользоваться элементарными видами развлечений. И такое же количество опрошенных граждан может посетить театр или кино в случае крайней необходимости (27%).
Респондентов, затруднившихся оценить свои материальные возможности по оплате серии услуг, оказалось не так уж много - от 11% до 3%. Явно для граждан Беларуси поставленный вопрос - не что-то непонятное. Все предельно ясно: имеются платные услуги, и имеются деньги, которых порой недостает для оплаты предоставляемых государством и фирмами услуг. Правда, не всем недостает.
Примечание Зондаж общественного мнения жителей Беларуси проведен 1-16 апреля 2011 года социологическим центром ООО «ЗЕРКАЛО-ИНФО». Метод опроса - интервьюирование-анкетирование горожан и сельчан республики 18 лет и старше. По пропорционально-квотной выборке опрошено около 1700 респондентов. Контролируемые параметры: область проживания, тип населенного пункта, пол, возраст, образование. Ошибка выборки в пределах 0,7%.
| |