|
Честно говоря, российская страсть к «Евровидению» удивляет. В начале 1990-х, когда мы только вышли из советского заповедника и впервые отправили на конкурс свою Юдифь, она же Маша Кац, волнения вокруг «Евро» легко объяснялись тягой интегрироваться в цивилизованный мир, желанием проверить, ждут ли нас там, и слабым представлением о том, что такое «Евровидение» на самом деле.
Сейчас, когда минуло столько лет и конкурс побывал даже в Москве (напугавшей тогда иностранных гостей нуворишеским разгульем в «Евродоме» и ОМОНом, оберегавшим Тверскую улицу от возможного нашествия геев), совершенно очевидно, что ликовать по случаю успеха на «Евро» - равно как и рвать на себе волосы в случае провала - наивно и странно. В сущности, это колосс (в плане известности и долгожительства) на глиняных ногах, не имеющий значимого веса в ряду международных музыкальных регалий.
Итак, бакинский тандем Эльдара Гасымова и Нигяр Джамал под названием «Ell&Nikki» добыл нефтяному Азербайджану первую победу на непотопляемом песенном телеконкурсе, завершившемся в Дюссельдорфе. Прыгучего россиянина-сквернослова Алексея Воробьева континентальная общественность определила на почетное 16-е место.
Такое уже не раз бывало. Алла Борисовна в свое время взошла на «Евро» с «Примадонной» на 15-ю строку итогового протокола. Филипп Бедросович Киркоров довольствовался 17-й позицией. Воробьев, получается, застрял между авторитетными коллегами. Чем не достижение? В глумливом порыве можно, конечно, заметить, что из отечественной молодежи столь посредственно на «Евровидении» еще никто не выступал. Даже Юлия Савичева когда-то, помнится, забралась на 11-е место. Но все это в общем-то праздное статистическое жонглирование. На «Евровидении» имеет значение лишь выигрыш - если твоей стране почему-то интересно принимать следующий конкурс. Остальные места - для обсуждения в кругу родственников и друзей. Прочий люд забывает о них на следующий день после оглашения результатов.
Благодаря парочке «Ell&Nikki» в белых одеждах, исполнившей нежную композицию «Running Scared», европейцы теперь узнают, что их континент простирается аж до каспийских берегов. А для руководителей «Евровидения» азербайджанский триумф вообще факт преприятнейший. В Баку им лично и их конкурсу гарантирован султанский прием. Ориентальная ориентация «Евровидения» в последнее десятилетие - вещь очевидная и, пожалуй, оправданная. Передовым странам Старого Света успехи на конкурсе или его проведение существенных имиджевых бонусов не приносят, а вот для экс-советских республик или, скажем, для Турции «Евровидение» - еще один плацдарм для утоления амбиций.
Если Патрисия Каас или та же Пугачева не снискали лавров на данном конкурсе, разве этот факт как-то отразился на их творческой судьбе? Ни в коей мере. А уж Великобритании или Ирландии и тем паче все равно, как спели нынче в Дюссельдорфе их представители - вышедшая в тираж бойз-команда «Blue» и настораживающий дуэт близнецов с ирокезами. У этих стран есть «Muse», «Radiohead», U2, и их меломанам наплевать, где состоится очередное «Евровидение» и кто там будет жеманиться на сцене. К актуальной музыке это не относится.
У конкурса существует своя архаично-фрикообразная среда, и в ней-то он и варится, раз в год выдвигаясь на все центральные телеканалы континента ради интернациональной рулетки, в которую весело играют народы Европы. Они голосуют по-соседски - выражая солидарное «фи» или респект какой-то из стран за деяния, к музыке опять-таки не относящиеся. Отдельной строкой проходят персонажи для кунсткамеры: трансвеститы, монстры, клоуны, провокаторы и т.п. Место на пьедестале «Евровидения» им практически гарантировано. Вспомним Дану International, Верку Сердючку, Lordi, «t.A.t.U.»... Далее местечковой популярности их статус, однако, не приподнялся.
Россию на сей раз в Германии уязвили. Не так, как Белоруссию, чей демократичный президент сразу распознал спланированное коварство закордонных соседей, проваливших в полуфинале Анастасию Винникову с патриотическим опусом «I Love Belarus», но тоже чувствительно. Узнав, что Европа выписала Алексу Воробьеву тот же номер, что Глеб Жеглов - Шарапову, неугомонный Дима Билан моментально вызвался спасать честь страны. О чем оперативно известил соотечественников в Сети. Не исключено, что дойдет до дела и Билан в третий раз заявится участвовать в «Евровидении». Хотя постпобедные камбэки тут не складываются. Вступила нынче израильская женщина спорного пола Дана International, первенствовавшая на «Евро» в 1998-м, опять в «ту же воду» - и даже в финал не попала. Прошлогодней же чемпионке Лене Майер-Ландрут на домашней арене с трудом удалось замкнуть первую десятку. Так что Билану стоит обстоятельно поразмыслить о собственных перспективах.
Как, собственно, и Воробьеву (он же Алекс Спэрроу). Баронесса Катерина и смуглый парень RedOne вроде как нарисовали ему благополучное завтра. Но то было вчера. Ни безликая песня «Get You», ни подслащенный образ Алексея, явленные миру в Дюссельдорфе, не объясняют, как может выстроиться международная карьера экс-солиста тульского фольклорного ансамбля «Услада». А ведь именно о ней рассуждали люди из команды Воробьева и он сам в преддверии «Евро».
| |