|
Первый уикенд Каннского фестиваля обозначил его главный сюжет, а тем, кому он не слишком интересен, дал возможность просто поразвлечься. Из Канна - АНДРЕЙ ПЛАХОВ.
Уже по первым конкурсным фильмам стало ясно, что фокус в этом году наведен на детей, причем весьма нежного возраста. Чемпионы по срыванию Золотых пальмовых ветвей братья-бельгийцы Жан-Пьер и Люк Дарденны представили фильм «Мальчик на велосипеде». С некоторой долей условности можно представить, что вынесенный в заглавие мальчик - тот самый, которого младенцем мы видели шесть лет назад в фильме «Дитя»: тогда его едва не продали привыкшие к легким деньгам непутевые родители.
На сей раз папаша - в исполнении того же Джереми Ренье - просто-напросто сдает мальчишку в интернат, отказываясь встречаться с ним даже по выходным. Его усыновляет сердобольная парикмахерша, но фрустрированный мальчик тут же попадает под влияние обаятельного бандита, видя в нем суррогатного отца, оказывается втянутым в преступление и едва не погибает.
Явно не относясь к лучшим картинам Дарденнов, греша и неточностью деталей, и сентиментальностью, «Мальчик на велосипеде» тем не менее заставляет напряженно смотреть себя, потому что трудно не посочувствовать обездоленному, сбитому с пути ребенку, потому что вспоминаются «Похитители велосипедов» и старый добрый неореалистический гуманизм. Дарденны, начиная с награжденной в Канне «Розетты», стоят у истоков европейского «нового реализма», но и он на глазах становится историей. А сегодняшний день проблемно-социального кино посвящен теме, которая еще недавно отсутствовала или присутствовала где-то на обочине: теперь она стала почти мейнстримовской - речь идет о педофилии.
Эта тема увидена режиссерами-конкурсантами с двух сторон. Австриец-дебютант Маркус Шляйнцер в фильме «Михаэль» дает интроспективный взгляд на педофила и его жертву. Француженка Мэйвенн в картине Polisse (искаженное производное от «Полиции») разыгрывает производственный роман из жизни полицейского подразделения, которое призвано защищать детей от сексуальных и других посягательств. Сама Мэйвенн играет журналистку, которая внедряется в жизнь этой слаженной команды: таким образом, вы видим душераздирающие истории из жизни современного Парижа как бы сквозь двойной фильтр. Самое интересное в фильме - конечно, эти истории, поражающие своей неоднозначностью: сегодня даже экспертам трудно отличить правду и вымысел в показаниях детей, хорошо осведомленных о «модной теме» и часто фантазирующих по ее мотивам. Что касается основной сюжетной структуры, она напоминает сериал «Скорая помощь», так что довольно странно видеть, как французские критики в рейтинге выставляют этой картине четыре Золотые пальмы.
Из знаменитых режиссеров-авторов в конкурсе выступил Нанни Моретти («У нас есть папа»), чья сатира на Ватикан оказалась довольно беззубой, а фильм своим откровенным лиризмом напомнил давний шедевр итальянского режиссера «Месса окончена». Самым сильным в картине стал образ неудавшегося папы римского, сыгранный чудесным Мишелем Пикколи, но в целом фильм разочаровал каннскую аудиторию: невольно думаешь, она была бы лояльнее, затронь Моретти тему «Ватикан и педофилия». В «Особом взгляде» поклонники устроили овацию корейцу Ким Ки Дуку: после трех лет отшельнической жизни в палатке он привез в Канн фильм «Ариранг» - жалобную песнь разочарованного, затравленного и озлобленного человека, который мучительно борется с кризисом и, кажется, его преодолевает: с окончательным ответом подождем еще года два-три.
Все-таки были фильмы, пытавшиеся вывести публику из режима перманентной депрессии и экстрима. Израильская «Сноска» Йосефа Седара остроумно обыгрывает ситуацию в израильском обществе, показывая ее через семью и замкнутый круг ученых-талмудистов,-- это редкий образчик комедии в мрачном конкурсе. А включенный в последний момент в конкурсную программу «Артист» француза Мишеля Хазанавичюса - совсем уж уникальный случай: это стилизация бездиалоговой черно-белой мелодрамы о страданиях звезды немого кино, который оказывается не у дел, когда в кинематограф приходит звук. Этому фильму с отличными актерами - Жаном Дюжарденом и Беренис Бежо и даже переигрывающим их фокстерьером - предстоит долгая, не только фестивальная жизнь. Да и в Канне он может заметно разрядить чересчур густую оркестровку программы нынешнего фестиваля. Этой же цели послужила премьера очередного сиквела «Пиратов Карибского моря», подарившая гостям Ривьеры встречу с Джонни Деппом и Пенелопой Крус. Но уикенд кончается, впереди вторая рабочая неделя, когда на авансцену выйдут главные игроки - Педро Альмодовар, Терренс Малик и Ларс фон Триер.
| |