|
Отдав дань исторической памяти в год 65-летия Великой Победы, помирив русских и немцев в «Связи времён» Владимира Колмогорова (конкурс «Осенние премьеры»), неожиданном сочетании военной драмы и мистического триллера, восемнадцатое «Окно в Европу» (8-15 августа 2010 года) сделало заплыв в сторону артхауса. Днём показали «Обратное движение» Андрея Стемпковского и «Южный календарь» Дениса Карро, вечером - «Перемирие» Светланы Проскуриной.
Лично для меня не совсем понятно, почему «Обратное движение» получило на прошлом «Кинотавре» приз за лучший сценарий. Большего поощрения заслуживает изобразительное решение, воздействующее сочетанием белого, черного, красного и коричневого цветов прямо-таки на физиологическом уровне. «Картинка» сильнее других выразительных средств ввергает в состояние какой-то липкой депрессии, хотя сама история располагает к открытым, предельно ясным и прозрачным эмоциям. Да и как иначе: мать считала, что сын погиб на войне, а он возвращается домой жив-живёхонек. И возвращается явно с психической травмой - для него уже и мир - это постоянные военные действия. А на ком вымещать свою злобу, как не на таджиках, ведь мать приютила таджикского мальчика? Правда, чувство настоящей справедливости возьмёт верх, и сын попытается вернуть в семью подростка, похищенного местным криминалитетом... В «Перемирии» почти чеховские «злоумышленники», от неприкаянной бедности живущие за гранью криминала, вдоволь измываются над башкиром. Жертва далеко не сахар, у него тоже рыльце в пушку, но его немного жаль, потому что в России уж если крайний, то обязательно человек другого цвета кожи, «не такой, как мы». А мы - это люди, бегущие по кругу, не ведающие, что есть и другой путь - более честный, прямой, но и более сложный. Это путь любви и веры. Авторам «Перемирия» очень хотелось подтолкнуть зрителя к размышлениям духовного толка и обойтись при этом без дидактики, но эстетика победила этику. Почти беспросветный и бессюжетный натурализм провинциальной жизни, соединившись с изысканным изобразительным решением (камера гениального Олега Лукичева) и обилием мужской и женской обнажённой натуры, делает разговоры о Библии, на мой взгляд, несколько умозрительными. Денис Карро сделал ученическую картину, и это не упрёк. К примеру, в «Коктебеле» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского видно, как молодые режиссёры пробуют кино на вкус и цвет, настойчиво набивают руку. «Южный календарь» (конкурс «Осенние премьеры»), экранизация трёх рассказов Антона Уткина, начинается неуверенно, но затем разыгрывается и временами кажется довольно симпатичным. Стоило бы отметить актёрские работы - Алексея Девотченко (директор разрушающегося археологического музея), Ангелины Миримской (посудомойка, мечтающая стать моделью), Виктории Исаковой (безбилетница в вагоне поезда, везущая на продажу из Абхазии в Москву инжир). Герои «Южного календаря» прощаются с иллюзиями, ломаются под давлением агрессивной среды или уже сломавшись и попрощавшись, принимают унижения как должное. Помочь исправить ситуацию может только человек, способный совершить Поступок, широкий, благородный и абсолютно бескорыстный. Офицер в белоснежной парадной форме из третьей новеллы этот Поступок совершает. Чем резко отличается от персонажей «Обратного движения» и «Перемирия» - что бы они ни делали, куда бы ни шли, кого бы ни любили, всем от этого становится только хуже. И зрителю в том числе.
| |