|
В своем новом фильме, получившем оскаровскую номинацию за лучший оригинальный сценарий, англичанин Майк Ли переиначивает известный толстовский тезис «все счастливые семьи счастливы одинаково»: несчастные люди, как правило, не женаты
От Майка Ли, режиссера с репутацией левака, по привычке ждут неприятных социальных драм про пролетариат. Между тем он всегда с той же ловкостью работал и в жанре трагикомедии, а в последние годы и вовсе смещается в область сатиры и фарса. «Еще один год» - живописание четырех заурядных сезонов из жизни благополучной стареющей пары, иронически названной в честь мультипликационных персонажей. Она (Джерри) - психолог-консультант в муниципальной больнице, он (Том) - геолог, дослужившийся до старшего инженера; оба вполне этим счастливы. Прожитые годы не лишили их человеческих радостей: они мило воркуют на кухне, любовно выращивают органические помидоры и благосклонно принимают у себя череду осаждающих их дом менее удачливых друзей и родственников. Среди них увядающая, но все еще бодрящаяся секретарша Мэри в розовой кофточке, сын-холостяк, трагический брат-вдовец и обрюзгший друг семьи, на протяжении многих лет интересующийся пивом, футболом и Мэри. Этот парад доведенных почти до гротеска английских обывателей с их оттенками одиночества вроде бы призван выглядеть необаятельно на фоне семейной идиллии, но Ли аккуратно, почти незаметно для зрителя, заходит и с другой стороны, постепенно смещая акценты. Благожелательный мир Тома с Джерри, спотыкаясь о шумную и все более назойливо солирующую неудачницу Мэри, с каждой минутой вызывает все меньше симпатий и все больше подозрений, что их понимание и терпение - просто синоним бесчувствия. Она же, напротив, из одномерного раздражающего персонажа, разыгранного с соответствующей истеричностью, последовательно превращается чуть ли не в трагическую фигуру, глупую, несчастную, но способную вызвать живую эмоцию у всех, кроме главных героев. Будто в ответ на все упреки в недвусмысленности прошлого фильма, в «Еще одном году» Ли докручивает персонажей своей предыдущей комедии «Беззаботная» - про излишне позитивную барышню. Здесь она одновременно стала и Джерри, и Мэри: в первом ракурсе все пошло складно, а во втором так и осталась кудахтать в своих мини-юбках, на шпильках и толком не научившись водить. При всех издержках выразительных средств (в первую очередь актерской игры) и пестроте комических красок, которыми Ли рисует, по сути, невеселые сценки из серых будней, главный вопрос про режиссера по-прежнему остается открытым: то ли он гуманист, то ли все-таки мизантроп. Действие фильма начинается с реалистичной сцены - единственной, в которой можно разглядеть наследственность традиционной английской кухонной мелодрамы и которая на первый взгляд не особенно связана с последующими событиями. На прием к Джерри приходит простецкая, неохотно идущая на контакт, забитая жизнью и мужем женщина, которую вдобавок изображает Имельда Стонтон, игравшая у режиссера его знаменитую Веру Дрейк. Из скупого диалога с трудом выясняется лейтмотив всей картины: по десятибалльной шкале она счастлива на единицу, и изменить эту жизнь к лучшему можно лишь гипотетически - только прожив ее заново.
| |