|
Владимир Павлиш, первый проректор Национального университета «Львовская политехника» рассказал о том, как технические вузы будут привлекать к себе абитуриентов и как они решают проблему трудоустройства студентов
- Насколько важны рейтинги высших учебных заведений?
- Рейтинги помогают молодым людям правильно сориентироваться при выборе вуза и специальности. Объективные рейтинги способствуют дальнейшему развитию высшего образования в Украине. Объективными я называю те рейтинги, которые учитывают мнения выпускников, экспертов и работодателей. Я уверен, что значение рейтингов будет увеличиваться, особенно если их результаты будут приниматься во внимание при аккредитации высших учебных заведений.
- В этом году будет непростая вступительная кампания для вузов. Резко уменьшилось количество абитуриентов. Что будет предпринимать вуз для минимизации этой проблемы?
- Мы планируем уменьшить размер госзаказа на 10-15%. Более существенного сокращения госзаказа по техническим специальностям делать нельзя. При университете активно работает интеллектуальный научно-образовательный центр профессионально-карьерной ориентации, главная задача которого как раз и состоит в том, чтобы привлекать абитуриентов в вуз. Мы также тесно сотрудничаем с ПТУ и техникумами западного региона. В структуре вуза есть пять колледжей.
- Для технических вузов достаточно болезненной проблемой является обеспечение практики. Как решается этот вопрос во «Львовской политехнике»?
- Действительно, вопрос обеспечения практики для студентов достаточно болезненный. Но его должен решать не столько конкретный вуз, сколько государство. На данный момент финансирование практики возложено на учебные заведения. Думаю, что эти расходы должно взять на себя государство. Есть ли сложности в сфере трудоустройства выпускников?
- Согласно постановлению Кабмина 1996 года, вузы должны направлять студентов-бюджетников на работу на госпредприятия. Делать это с каждым годом становится все труднее, а иногда просто невозможно, ведь количество госпредприятий ограничено. Кроме того, нередко госпредприятия в выпускниках не нуждаются.
Я считаю, что нам нужно менять подходы к трудоустройству. Нужно разрабатывать механизмы, которые будут стимулировать предприятия (в первую очередь негосударственного сектора) брать на работу выпускников вузов.
Нужно развивать систему кредитования. К примеру, физлицо, которое хочет получить высшее образование, берет у государства беспроцентный кредит. Если человек после учебы трудоустраивается в Украине, то кредит автоматически погашается. Если он выезжает за рубеж, то должен в течение определенного времени возместить государству деньги.
- Вуз, вероятно, тесно сотрудничает с бизнес-сектором...
- У нас тесные контакты с компанией «Киевстар» и другими телекоммуникационными компаниями. Компания «Киевстар» передала нам современное телекоммуникационное оборудование, что дало возможность открыть несколько современных лабораторий. Для лучших студентов «Киевстар» устанавливает стипендии, а впоследствии - принимает на работу.
Также у нас тесные связи со многими IT-компаниями. Они предоставляют вузу оборудование и программное обеспечение. В рамках института энергетики у нас налажена тесная связь с немецкими компаниями «Сименс» и «Шнайдер».
- В продолжение темы трудоустройства за рубежом, скажите, много ли нужно сделать Украине для интеграции в Болонскую систему?
- Несмотря на то, что Украина подписала Болонскую декларацию, существуют преграды на пути интеграции нашей страны в европейское образовательное сообщество. Это однозначно сдерживает попадание украинских вузов в список лучших вузов мира.
Одна из преград - отсутствие национальной рамки квалификаций. У нас под квалификацией понимают профессию либо образовательно-квалификационный уровень. В Европе - документ об образовании. Я являюсь членом группы, которая работает над новым законом о высшем образовании. Если все те нововведения, которые мы предлагаем, будут включены в окончательную версию документа, Украина существенно продвинется на пути вступления в Болонскую систему.
- Нужно ли меняться самим вузам?
- Учебным учреждениям нужно быть более гибкими. К примеру, наш вуз в свое время изменил свою структуру. Вместо факультетов у нас появились институты. Институты мы формировали таким образом, чтобы максимально привлечь научных сотрудников к подготовке специалистов.
Подобная структура дала возможность обеспечить горизонтальную и вертикальную мобильность студентов. Что это значит? В рамках института, который проводит подготовку по нескольким специальностям, два-три года проходит общая подготовка на бакалаврате. На протяжении этого периода студент определяется, по какой специальности он хотел бы работать в будущем. Он может абсолютно безболезненно перейти с одного направления на другое, с одной специальности на другую. У нас в вузе действует модульно-рейтинговая система. У каждого студента есть определенный рейтинг. На более популярные специальности попадают те студенты, которые набирают больше баллов.
| |