|
Российская академия наук вручила награды выдающимся ученым. Большая золотая медаль РАН - в прошлом одна из престижнейших в мире - в наши дни имеет скорее национальный статус.
А вот достижения, которые отмечаются этой наградой, все чаще находят применение как раз за рубежом. Так что сегодняшние торжества завершились бурной дискуссией о роли современной российской науки.
Вот он - весь цвет российской науки. И ее лицо. Преимущественно мужское, с сединой, средний возраст - 70 с плюсом. И это, признают в академии наук, конечно же, болезненный вопрос. Который здесь, впрочем, не любят обсуждать.
«Не в этом дело! Лихачев до девяноста лет имел ясную голову и прекрасно работал. Верно?», - спрашивает президент РАН Юрий Осипов.
Президент Российской академии наук, впрочем, уверяет, что сегодня молодые ученые уже встают в очередь, лишь бы попасть в институт на работу. Но на трех тысяч желающих - всего одна тысяча ставок. Остальные - заняты. Потому что зарплаты ученых за последние два года выросли. В Институте проблем механики, например, средняя сегодня - 42 тысячи. Вот только разработки - даже связанные с нефтедобычей - всё чаще ложатся в стол.
«Была разработана технология повышения продуктивности скважин, которые используют огромную энергию природных сил. Мы 15 лет пытаемся внедрить эту технологию», - сетует Владимир Карев заместитель директора по научной работе Института проблем механики им. А.Ю. Ишлинского РАН.
В том числе и поэтому Россия научная все ниже в мировом рейтинге. В 2008-м на ее долю приходилось менее двух с половиной процентов статей в престижных научных журналах. Тогда как на Францию - 5 с половиной, Германию - 7 с половиной, Китай - почти 10. Ученые из Бразилии и то, опубликовали больше работ.
Президент РАН академик Осипов, впрочем, считает эти показатели необъективными. И словно доказывая обратное, почти час зачитывает длинный список достижений академиков за прошлый год. Например, математический расчет будущих лесных пожаров на 5 лет вперед, вплоть до места и времени. Или новые данные о движении тектонических плит - основа прогнозов землетрясений. Правда, где загорится, не озвучили. Впрочем, то, что многие научные направления сегодня забросили, тут не скрывают.
«Отдельные направления подувяли. Некоторые очень сильно. Закрыли, например, крупные физические эксперименты. Делали, а сегодня на них нет средств. Это дорогостоящие вещи», - рассказывает Юрий Осипов.
И всё же почти 80 процентов российских научных разработок - это институты РАН. Все больше внимания - медицине и информационным технологиям.
«Изменения, начатые в перестройку, конечно же, сказались на российской науке. Тогда многие ваши ученые уехали на запад. И там они сделали очень много. Так что вклад России в мировую науку огромен», - говорит Герард 'т Хоофт профессор Утрехтского университета.
Профессора из Нидерландов и лауреата нобелевской премии 99-го года сегодня отметили в Москве. Герарду 'т Хоофту вручили большую золотую медаль Ломоносова - это высшая награда РАН. Еще одну - получил академик Беляев, физик-ядерщик. И, редкий случай, Сергей Степашин - чиновник и единственный из награжденных гуманитарий.
«Это не в стол, это сегодня нашло свое отражение и в программе повышения бюджетного планирования, принятого правительством, программно-целевой метод - и в той идеологии планирования бюджетом, который мы намерены осуществлять в следующем году», - рассказывает председатель Счётной палаты РФ Сергей Степашин.
Возможно, научный труд председателя Счетной палаты мог бы помочь и в аудите работы академиков. Но в академии наук от чиновника пока ждут совсем другого и в шутку, а может, и нет, попросили сегодня просчитать строительство дешевых квартир. Для молодых - и совсем не очень - сотрудников.
| |