|
Впервые в Петербурге социологи сосчитали детей мигрантов. Оказалось, что их не так много, как кажется, и никаких проблем они не создают. Обстановка в бедных школах такова, что русские дети демонстрируют нелюбовь к школе, а мигранты, напротив, стараются учиться хорошо, и этим завоевывают любовь учителей.
Петербургская лаборатория «Социология образования и науки» провела масштабное исследование. Социологи опросили 7300 петербургских школьников и 3500 московских, чтобы узнать, к какому этносу они себя относят сами и как относятся к другим этносам. Оказалось, что 88,5% опрошенных детей называют себя русскими, а доли других национальных меньшинств колеблются вокруг одного процента. Так, народов Северного Кавказа в Петербурге 0,8%, народов Средней Азии 1%, азербайджанцев 1,7%. Примерно такие же цифры приходятся на все другие этносы. Только украинцев, белорусов и молдаван значительно меньше других - 0,3%. Ученые считают, что полученные данные можно экстраполировать на этнический состав всех петербургских школ. Так, по данным Комитета образования, в 2010 году в Петербурге учились 360 тысяч школьников. Соответственно, приезжих из них 41,4 тысячи человек. «Слухи о том, что в Петербурге слишком много детей мигрантов, сильно преувеличены», - делает вывод один из авторов исследования Даниил Александров, профессор Высшей школы экономики. Однако когда исследователи спрашивали детей, явно принадлежавших к этническим меньшинствам (такие выводы делались по их имени, фамилии, разрезу глаз, чертам лица, оттенку кожи), к какому этносу они себя относят, 23,6% назвали себя русскими. Этот феномен, по словам Даниила Александрова, требует отдельного изучения. Предварительная гипотеза состоит в том, что либо дети искренне считают себя русскими и готовы адаптироваться в иной культурной среде, либо таким образом уходят от ответа на вопрос о своем этносе, считая его дискриминирующим. Только 27% всех детей мигрантов принадлежат к так называемому первому поколению миграции, то есть родились в семьях, где родители плохо интегрированы в российскую культуру сами и не могут привить таких навыков детям. Они испытывают проблемы с обучением русскому языку и в целом с учебой. 73% приезжих детей ни в чем не уступают своим местным сверстникам. Другая положительная сторона исследования состоит в том, что, оказывается, дети мигрантов не подвергаются дискриминации в школах. Негативное отношение и желание выдавить их из школы проявляется только по отношению к детям, приехавшим в Россию относительно взрослыми. Поводом для дискриминации служит не столько их происхождение само по себе, сколько плохие успехи в учебе, которые портят школьные показатели. «Так сложилось, что приезжие дети попадают в бедные и плохо укомплектованные школы на окраинах Петербурга. Интересно, что эти школы и раньше работали с приезжими, только тогда они назывались лимитчиками. Поэтому школы толерантны к приезжим детям. А в условиях подушевого финансирования в сочетании с демографическим кризисом дети мигрантов для бедных школ просто клад», - считает Даниил Александров. Социально-психологическая обстановка в бедных школах такова, что русские дети демонстрируют нелюбовь к школе, а мигранты, напротив, стараются учиться хорошо, и этим завоевывают любовь учителей. Валерия Иванюшина, старший научный сотрудник лаборатории «Социология образования и науки», соавтор исследования, отмечает, что в школьном возрасте у детей нет неприязни друг к другу по этническому признаку или по социальному статусу семей, что показали интервью с учениками. Однако если дети этнического большинства выбирают друзей независимо от их национальной принадлежности, то дети из этнических меньшинств отдают предпочтение своим соотечественникам. Закономерно возникает вопрос, где в таком случае учатся подростки-скинхеды, которые преследуют и избивают детей мигрантов? Предварительная гипотеза состоит в том, что в среде националистически настроенных подростков не принято причинять вред одноклассникам- мигрантам.
| |