|
Старейший сотрудник Третьяковской галереи Алина Тейс раскрывает тайны реставрации шедевров великих художников. Она работает в реставрационных мастерских с 1963 года. Тейс приводит в порядок графику конца XVIII - начала XX века.
Алина Тейс, реставратор высшей категории, показывает шедевры графики, которые она будет приводить в порядок в ближайшее время. Это эскиз Василия Сурикова к его знаменитой картине «Меншиков в Березове». Портрет дочери опального вельможи художник писал со своей жены. Особенно поражает лицо - так тонко оно написано. Почти миниатюра.
«Она была очень желтая. Ее и раньше реставрировали, но желтизна не убирается», - говорит заведующая отделом реставрации графики конца XVIII - начала XX века Государственной Третьяковской галереи Алина Тейс.
Это главная беда, которая случается с рисунками и акварелью. Бумага желтеет и часто до такой степени, что меняется цвет произведения. Голубое небо, например, становится зеленым. Вернуть бумаге первоначальный цвет, не причинив шедевру вреда, - одна из задач реставратора. Алина Тейс дает мастер-класс.
Сначала выясняют, какими красками написана работа. Если акварель медовая, то она будет всегда бояться воды. Тут надо действовать с особой осторожностью.
В свое время Алина Евгеньевна выбрала специальность библиотекаря, но потом гены взяли свое. Ее мать Елизавета Костикова была легендарным реставратором графики. И что удивительно - Костикова родилась в деревне и не получила высшего образования, но чутье и вкус у нее были отменными. «Она приехала из деревни в Москву в 14 лет. Работала в музее имени Пушкина, потом стала реставратором», - рассказывает Алина Тейс.
С 1963 года Алина Тейс работает в реставрационных мастерских Государственной Третьяковской галереи. За это время она узнала тайны многих великих. Например, Александр Бенуа предпочитал писать на дорогой бумаге. А Илья Репин не любил тратиться и покупал дешевую бумагу. А иногда со своими работами поступал крайне темпераментно. Привести в порядок репинский рисунок «Иов и его друзья» будет непросто. " Репин нарисовал. Но потом ему не понравилось, он разорвал рисунок, а кто-то склеил", - рассказывает Тейс.
Подклеить порванные уголки - тоже целая история. Вот заветный мешочек с кусками старинной бумаги. Из этого материала Алина Тейс выбирает маленькие фрагменты. Этот процесс явно доставляет реставратору удовольствие.
Заплатку надо подготовить особым образом. Алина Евгеньевна делает это скальпелем. После того, как края подклеены, а бумага отмыта от желтизны, работы должны отлежаться под прессом. «Бумага - существо, с ним надо аккуратно работать», - отмечает реставратор.
Алина Тейс охотно показывает свои ноу-хау коллегами по цеху. Точно так же ее мама когда-то делилась секретами мастерства с ученицами. Профессия реставратора передается из рук в руки, выучится по учебнику невозможно. Впрочем, есть вещи, которым обучиться нельзя, - реставратор должен чувствовать шедевр, которому предстоит вернуть жизнь.
| |