|
Сделка между британской компанией ВР и «Роснефтью» по совместной разработке российского арктического шельфа сорвалась. Об этом официально объявила ВР. Иностранные инвестиции и технологии не пришли в Россию.
Теперь «Роснефть» может потребовать с ВР компенсацию и начать переговоры с другими международными нефтяными компаниями.
«В последние месяцы ВР на переговорах с AAR (консорциум Alfa-Access-Renova. - "Известия") и "Роснефтью" искала разумные и коммерчески успешные решения, которые устроили бы все стороны. Такое решение не было найдено, но переговоры будут продолжены», - сказано в совместном заявлении ВР и AAR. Консорциум AAR тоже готов обсуждать возможность сотрудничества между BP, «Роснефтью» и AAR, уточнил глава «Альфа-групп» (входит в AAR) Михаил Фридман. Но сколько может тянуться этот процесс - непонятно. Зато ясно, что «Роснефть» будет искать замену ВР.
- «Роснефть» делала все возможное для того, чтобы достичь компромисса, - рассказал «Известиям» источник, близкий к компании. - Она соглашалась и на отсрочку сделки, и даже на то, чтобы по высокой цене выкупить долю ААР совместно с BP. Но все оказалось напрасно. При этом потеряно время, поскольку «Роснефть» не искала других партнеров для работы в Арктике.
Напомним, что обменяться активами и вместе разрабатывать богатейшие участки на шельфе Северного Ледовитого океана BP и «Роснефть» договорились в январе. Переговоры курировал вице-премьер Игорь Сечин. Работы должно было вести СП, в котором у британцев была бы треть акций. Заодно для укрепления сотрудничества ВР получила бы 9,5% акций «Роснефти» и отдала бы российскому партнеру 5% своих акций. Предполагалось, что «Роснефть» получит уникальный опыт по разработке морских месторождений, а британская компания - доступ к российским недрам.
Но вскоре против этой сделки выступил консорциум AAR, который на паритетных началах с ВР владеет компанией ТНК-ВР. Пока претензии разбирались в Стокгольмском арбитраже, участники «арктического» альянса отложили крайний срок для обмена активами до 16 мая. Неделю назад суд решил, что сделка должна быть серьезно скорректирована - «обменные» акции ВР и «Роснефти» могут быть переданы только в специальную управляющую компанию, а разработки шельфа можно вести не с ВР, а с ТНК-ВР.
Основной вариант, который рассматривался на переговорах, - выкуп ВР и «Роснефтью» доли AAR в ТНК-ВР. Сейчас она стоит по рыночным ценам где-то 22 миллиарда долларов. Продать ее предлагали за 30 миллиардов. Но по слухам, AAR требовал значительно больше.
Срыв «арктической» сделки - это поражение не только для ВР и «Роснефти», но и для всей российской нефтедобычи, считают эксперты. «ВР надо реабилитироваться после аварии в Мексиканском заливе, и поэтому они предложили "Роснефти" очень хорошие условия. Но непонятно, почему ВР с самого начала не приняла во внимание свои договоренности с другими партнерами. Наверняка можно было найти обходные пути, но сделано этого не было, - заявил начальник аналитического департамента инвесткомпании "Универ Капитал" Дмитрий Александров. - "Роснефть" в данном случае пострадавшая сторона, и вопрос о компенсации должен быть как минимум поставлен».
В ВР о возможных претензиях говорить отказываются. «Мне ничего не известно о компенсации - это вопрос к "Роснефти"», - заявил «Известиям» пресс-секретарь ВР в России Владимир Буянов.
«Роснефть» все равно будет привлекать иностранного партнера для разработки арктического шельфа. Ими могут стать компании ExxonMobil и Chevron, полагает аналитик инвесткомпании «Брокеркредитсервис» Андрей Полищук.
ExxonMobil в России на момент подписания номера не ответила на запрос. «Нам интересно сотрудничество с "Роснефтью". Не исключено, что проекты на арктическом шельфе тоже могут войти в сферу наших интересов. Мы уже вместе разрабатываем месторождение Вал Шатского на шельфе Черного моря», - заявила «Известиям» пресс-секретарь Chevron в России Ирина Рыбальченко.
| |