|
В московском Центре современной культуры «Гараж» в рамках кинопрограммы «Garage SCREEN» проходит показ документальных фильмов из цикла «Нью-Йорк: Даунтаун».
«Нью-Йорк: Даунтаун» - часть выставки «New York Minute», посвященной современной американской культуре. Но отношение к ней имеет опосредованное, так как в первую очередь призван разобраться с делами давно минувших дней.
Началось киномероприятие показом документальной короткометражки «Погадай на ромашке», снятой по мотивам пьесы «The Beat Generation» Джека Керуака, и это не случайный выбор. Писатели-битники всегда были главным козырем в рукаве ценителей современной контркультуры. Мятежные и амбициозные Джек Керуак, Аллен Гинзберг, Уильям Берроуз стали для молодой Америки 1950-х теми, кем спустя десятилетие станут для их советских сверстников Вознесенский, Аксенов, Высоцкий, Евтушенко. Впрочем, соизмерять масштабы творческой свободы битников и шестидесятников было бы глупо. Никакой «битнический» фильм не сможет похвастаться таким количеством следов от цензорских ножниц, как, скажем, та же «Застава Ильича».
На открытие «Нью-Йорк: Даунтаун» прибыл молодой режиссер Йони Лейзер, чей документальный фильм «Уильям Берроуз. Человек внутри» сразу дал понять, что программа будет насыщенной и провокационной. Даже невзирая на официальный статус в рамках мероприятий двусторонней президентской комиссии Медведева - Обамы и при поддержке посольства США в Москве. Конечно же главным героем кинопоказов выступает Энди Уорхол. Королю поп-арта посвящен целый день - 20 мая - и сразу несколько картин - «Суперзвезда: Жизнь и времена Энди Уорхола» Чака Уоркмэна и работы Йонаса Мекаса «Представление об Энди Уорхоле»: «Награждение Уорхола» и «Сцены из жизни». Здесь же и «13 самых красивых... песен для кинопроб Уорхола» самого лидера поп-арта, в которой на протяжении часа сменяют друг друга видеозарисовки о главном любимце мастера - лидере группы The Velvet Underground Лу Риде, певице Нико, актере Дениссе Хоппере и других.
Художник Кит Хэринг - герой картины Кристины Клаусен «Вселенная Кита Хэринга». Провокатор и крестный отец перформанса Джек Смит появится в ленте «Джек Смит и разрушение Атлантиды» режиссера Мэри Джордан. И это отнюдь не все мастера кисти и фотоаппарата, привлекшие внимание современных режиссеров. Не обошлось и без фильмов о музыкантах, сделавших Нью-Йорк одним из самых авторитетных и значимых в контексте современной музыки городов. Фильм «Слова для умирающего» режиссера Роба Нильсона повествует о записи альбома Джона Кейла, соратника упомянутого выше Лу Рида по «бархатному подполью». Музыкант поработал как в родном городе, так и в Москве - в компании с оркестром Гостелерадио, «Бригадой C» и «Звуками Му».
Завершится программа 22 мая картиной «Проект: Биография нижнего Ист-Сайда» режиссеров Пенни Аркейд и Стива Цехентнера - о жизни нью-йоркской арт-тусовки. Ее можно расценивать и как фильм-итог, и как начало знакомства с необычным и не слишком известным пластом культуры. Обязанным своим рождением не столько академическим учебным заведениям, сколько прокуренным джазовым клубам, отчаянным экспериментам с сознанием и страсти к эпатажу - осмысленному и порой беспощадному.
| |