|
Бензиновый кризис не утихает: стоимость одного литра самого ходового, 92-го, бензина, в некоторых регионах уже достигла 50 рублей. В правительстве РФ думают, как решить проблему, в частности, не исключают создания независимого производителя топлива
Москва. 19 мая. FINMARKET.RU - В России, занимающей первое место в мировой нефтедобыче, сохраняется топливный кризис. Цены на бензин в ряде регионов растут как на дрожжах, а само топливо попало в разряд дефицита. Власти вынуждены срочно вмешаться в ситуацию, изыскивая новые рычаги влияния.
Бензиновый SOS
Нехватка бензина наблюдается в ряде регионов РФ с 23 апреля, часть АЗС прекратила обслуживание автомобилистов. Критическая ситуация сложилась в том числе в Туве. Владельцы независимых АЗС в этой республике не в состоянии приобрести необходимый объем бензина Аи-92 из-за резкого снижения поставок, сообщается в четверг на сайте правительства республики. 19 мая глава республики Шолбан Кара-оол обратился к министру энергетики РФ Сергею Шматко с просьбой помочь в решении проблемы с поставками ГСМ. В телеграмме отмечается, что в Туве «при полном дефиците бензина его цена достигла 50 рублей за литр».
В настоящее время бензин в Туве реализуется по талонам на всей территории республики, за исключением Каа-Хемского района, где он продается свободно. На бензоколонках выстраиваются очереди, владельцы личных машин вынуждены покупать бензин по спекулятивной цене. Фактов продажи бензина по цене 70 рублей за литр, о чем накануне сообщили некоторые СМИ, в республике не выявлено, отметили в пресс-службе правительства. По цене 50 рублей за литр бензин продолжает продавать лишь АЗС «Капитал».
Между тем в Минэнерго РФ заявляют, что ситуация с обеспеченностью Тувы топливом не носит критического характера, а всплеск недовольства населения республики связан с безответственным поведением независимых операторов АЗС.
В Забайкальском крае стоимость наиболее популярных марок бензина превысила 30 рублей. Из-за дефицита топлива начали закрываться автозаправочные станции отдельных розничных продавцов. В, частности, в Чите в последние дни отмечен троекратный рост спроса на бензин.
Согласно мониторингу, проведенному среди Twitter-подписчиков агентства «Интерфакс», на Камчатке литр 92-го встречается по 30,80 рублей. «Есть опасение, что тоже поднимут», - сообщает подписчик под ником SaxdeCafe. В Дагестане стоимость этой самой популярной марки бензина составляет 28 рублей. В Иркутске литр 92-го стоит 28,2 рубля, в Братске - от 27,6 до 29 рублей.
В Воронеже на заправке «Роснефть» топливо стоит 24 рубля. А на мелких заправках цены доходят до 27 рублей. В Таганроге цены также колеблются в интервале 24-27 рублей за литр.
От 22 до 25 рублей за литр стоит литр 92-го в Омске, Кирове, Ростов-на-Дону, Ярославле, Красноярске, Нижнем Новгороде, Самаре, Ивановской области, Тюмени.
Кто виноват?
Стоимость топлива зависит в основном от политики нефтеперерабатывающих компаний, уверены 73% россиян. Такие данные опроса, проведенного 14-15 мая в 46 регионах РФ, сообщили «Интерфаксу» во ВЦИОМ.
Значительно меньше тех, кто думает, что цена не бензин определяется ситуацией на нефтяном рынке (17%).
В то же время ответственность за рост цен на бензин, по мнению россиян, несет как правительство (40%), так и нефтяные компании (37%).
Реже респонденты полагают, что цены на бензин растут в результате действий оптовых поставщиков (8%) и владельцев автозаправочных станций (4%). Еще 5% поддерживают версию о том, что цены на бензин объективно определяются рынком.
Так кто же виноват в топливном кризисе? Накануне президент РФ Дмитрий Медведев не исключил возможность сговора на рынке нефтепродуктов и для стабилизации ситуации предложил ввести ограничительные меры. По его словам, рост цен на бензин связан с общим ростом цен на нефтепродукты. «Где-то это может быть сговор, но в принципе - это отражение тенденций на нефтяном рынке», - сказал Д.Медведев.
О сговоре как причине топливного кризиса говорил в начале мая и премьер-министр РФ Владимир Путин. «Дело не в дефиците. Дело в сговоре. Они договариваются между собой: на биржу отдают небольшое количество», - сказал В.Путин.
Что делать?
Власти как могут пытаются привести рынок в чувство. В ход уже пошли фактически запретительные пошлины на экспорт бензинов за рубеж. В мае ставка экспортной пошлины на товарный бензин была увеличена на 43,8% - до $408,3 за тонну. Ранее пошлина на товарный бензин отдельно не выделялась, ставки устанавливались идентично светлым нефтепродуктам. Минэкономразвития РФ предлагает продлить пошлины на бензин на июнь. Ведомства также согласовали повышение с июня пошлин на экспорт сырья для нефтепереработки (нафта и вакуумный газойль). Это делается для того, чтобы не стимулировать вывоз полуфабрикатов.
Ранее по поручению премьера РФ Владимира Путина ФАС начала масштабную проверку нефтяных компаний. Проверка касается оптового, мелкооптового и розничного рынков топлива в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Воронеже, на Сахалине, в ряде регионов Сибирского и Центрального федеральных округов. УФАС по Алтайскому краю уже возбудило дела в отношении ОАО «НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт"» и ОАО «Газпромнефть-Алтай» по признакам картельного сговора на рынке ГСМ.
Кроме того изучается возможность оптимизации биржевых торгов и создания независимой нефтеперерабатывающей компании для предотвращения проблем с топливом, сообщил вице-премьер РФ Игорь Сечин в интервью телеканалу «Вести».
«Есть ряд решений, которые могут применяться для решения текущей ситуации, начиная от создания независимого переработчика. Такой вопрос тоже обсуждается», - сказал он.
«Скажем так, создать или купить на рынке эти перерабатывающие мощности, которые можно использовать для процессинга нефти для малых и средних компаний, которые не имеют в структуре перерабатывающих процессов. Дать возможность выйти им на такую переработку», - добавил он.
«Вместе с этим такая независимая переработка позволила бы дать и рыночные референции. Показала эффективность переработки, дала бы цену», - отметил вице-премьер.
Около двух лет назад такое предложение делало Минэнерго. Ведомство предлагало построить независимый НПЗ, на котором перерабатывалась нефть малых и средних компаний. Однако позже от этой идеи решено было отказаться.
Кроме того, подчеркнул И.Сечин, для решения проблем, связанных с ростом цен на топливо, правительство прорабатывает меры по оптимизации биржевых торгов нефтепродуктами.
«Сейчас прорабатываются изменения в федеральный закон, и биржевая торговля, возможно, получит преференции для поставок для бюджетных организаций, например, Минобороны, МВД», - пояснил И.Сечин.
Также рассматривается возможность оптимизации фьючерсных торгов и разрабатываются механизмы по предотвращению торговли на биржах аффилированных компаний.
| |