|
Гатчинский музей-заповедник в эти выходные впервые примет участие в ежегодной акции «Ночь музеев». Ради этого события планируют открыть для экскурсий подземные тоннели и залы дворцов, разрушенные во время войны, и бережно восстановленные сейчас.
Люди, которые поднимали комплекс из руин, работают за нищенскую зарплату. И надеются, что участие в «Ночи музеев» привлечет посетителей, как это однажды случилось с заповедником «Павловск».
В городе-музее как нигде важна профессия музейщика. На скромных подвижниках держится всё культурное наследие Северной столицы. У них маленькие зарплаты, но в собственных глазах они всё равно избранные. Те, кому не только можно заходить за верёвочку в музейной экспозиции, но кто сам своими руками реставрировал и сохранял музейные шедевры.
«Иногда не только представляешь, но и чувствуешь... Как будто получил под зад коленом от старого мастера», - признаётся реставратор.
Это он о том, что в работе реставратора - нельзя расслабляться. Главное правило, как у врачей, - не навреди. Когда смотришь на такие картины, кажется, что навредить уже невозможно: просто мятый холст с маленькими островками сохранившейся краски.
«На этой картине - два товарища. Вот здесь стоит Пётр Первый. Вот здесь его лицо, - показывает на белые простыни работник музея. - А вот здесь сидит Меньшиков».
Потом, уже после реставрации, товарищей станет видно. Как стало видно императора Александра. Теперь его лицо свежее, как после баньки, шутит художник. На его счету десятки восстановленных полотен. Как и все здесь, работает просто из любви к искусству. Зарплаты в 10 тысяч рублей на жизнь не хватает. Немного спасает положение пенсия и то, что на работу ходит пешком. Жена всё равно ворчит.
«Кормить семью сложно, конечно, на зарплату. Я вот думаю, не сесть ли мне где-нибудь с этим беретом», - делится грустными мыслями художник-реставратор живописи Государственного музея-заповедника ''Павловск'' Виктор Лосев.
Это, во-первых, очень тихая работа, а, во-вторых, ей никогда не будет конца. Даже Павловск, которому повезло больше других пригородных музеев, за его реставрацию взялись сразу после войны, до сих пор не восстановлен полностью. И все эти 65 лет после войны в мастерской неизменно работает Татьяна Матвеевна.
«Нас здесь не награждают, что мы такие-сякие хорошие, - говорит реставратор-позолотчик Государственного музея-заповедника Павловск» Татьяна Телюкова. - Награда - это та любовь людей к искусству, когда они выходят из нашего дворца. Я вижу, какими они смеющимися, весёлыми выходят, улыбающимися, что они увидели такой дворец!"
У таких людей инстинкт сохранения гораздо сильнее инстинкта самосохранения. Когда только была прорвана блокада Ленинграда, вывозили ослабевших жителей, Татьяна Телюкова, наоборот, по дороге жизни отправилась в осажденный всё ещё город, чтобы восстанавливать его.
За Гатчину взялись уже потом. Только к 1984 году удалось отреставрировать полтора десятка залов во всём огромном замке.
«Я раньше говорила, что у меня в жизни два праздника - день рождение дочери и день рождения музея», - признаётся ветеран труда, научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Гатчина» Валентина Фёдорова.
Музей родился, но с 1984 года почти не растёт. Гатчина - вечный аутсайдер в пятёрке петербургских музеев-заповедников. И знаменитый столяр-краснодеревщик, восстановивший по старинным акварелям все резные двери, пока вынужден работать над примитивным шкафчиком для ключей.
«Дворец прекрасный. И, конечно, хочется, чтобы он весь таким же был, каким был в те годы императоров, хозяев», - выражает надежду столяр-краснодеревщик Государственного музея-заповедника «Гатчина» Владимир Голубев.
На то, чтобы музеи стали как при императорах, нужны ещё годы работы. И соответствующее финансирование. Впрочем, и без него скромные подвижники-музейщики каждый день будут делать свою работу.
| |