|
Сегодня, 21 мая 2011 года мы вспоминаем великого кинорежиссера, сценариста и педагога Сергея Аполлинариевича Герасимова.
Создателю знаменитой экранизации «Тихого Дона» и выдающемуся мастеру, воспитавшему в стенах носящего его имя ВГИКа не одно поколение звезд отечественного кино, исполнилось бы 105 лет. Кинематографу Сергей Герасимов посвятил 60 из 79 прожитых им лет жизни. Дебютировал на экране в 1924 году в эксцентрической короткометражке «Мишки против Юденича». Первые 10 лет работы в кино Герасимов, пройдя школу актерского мастерства в ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера), снимался во всех фильмах талантливых и смелых ленинградцев Козинцева и Трауберга. Ему хорошо удавались роли меньшевиков, шпиков, бонз и прочих отрицательных персонажей, которых Герасимов изображал со свойственным киноаванграду 20-х гротеском.
Первыми режиссерскими работами Герасимова стали фильмы «Двадцать два несчастья» (1930) и «Сердце Соломона» (1932), но переломный момент в творчестве режиссера произошел с наступлением эры звукового кино, когда на экраны вышел один из его самых знаменитых фильмов «Семеро смелых» (1936). В этой картине, как и в следующем фильме «Комсомольск» (1938) Герасимов с воодушевлением и пафосом строительства нового мира рассказывал о советской молодежи, отважно преодолевающей любые невзгоды на пути к достижению своей цели. Здесь проявилось и умение режиссера внимательно работать с актерами, добиваться от них реалистической игры, разностороннего раскрытия характеров. С фильма «Семеро смелых» начался и многолетний жизненный и творческий союз Герасимова с актрисой Тамарой Макаровой, снимавшейся почти во всех фильмах мастера и руководившей вместе с ним мастерской во ВГИКе.
Следующая работа режиссера «Учитель» (1939) в главной роли с Борисом Чирковым принесла ему первую Сталинскую премию, выдвинув его в число лидеров советского кино. Первой пробой литературной экранизации в его творчестве стал фильм «Маскарад» (1941), поставленный по драме Лермонтова с выдающимися актерскими работами Тамары Макаровой, Николая Мордвинова и самого Герасимова, сыгравшего роль Неизвестного.
В годы Великой Отечественной Войны Герасимов руководил Центральной студией документальных фильмов (ЦСДФ), принимал участие в создании «Боевого киносборника №1», поставил картину «Большая земля» о борьбе советских людей на фронте и в тылу. А в 1948 году, вернувшись к педагогической работе, Сергей Аполлинариевич вместе со своими студентами экранизировал «Молодую гвардию» А. Фадеева. Кинолента о молодых комсомольцах-подпольщиках стала самым популярным фильмом 1948 года (67 млн. зрителей) и принесла ее создателю вторую Сталинскую премию и звание Народного артиста СССР. Лауреатами самой престижной премии были признаны и шесть актеров фильма - учеников Герасимова - Нонна Мордюкова, Инна Макарова, Людмила Шагалова, Сергей Гурзо, Владимир Иванов и Виктор Хохряков. Картина также прославила Клару Лучко, Сергея Бондарчука, Вячеслава Тихонова, Георгия Юматова и других актеров. А на съемочной площадке фильма трудились будущие знаменитые кинорежиссеры Татьяна Лиознова и Самсон Самсонов.
Однако лучшей в творчестве Герасимова стала трехсерийная экранизация романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» (1957-58) - один из первых шедевров начавшейся в стране и в кинематографе эпохи «оттепели». Народная драма, сделанная искренне и без лишнего гражданского пафоса с предельной откровенностью и духовной силой шолоховских характеров, не поблекла и спустя более полувека. Чего, увы, нельзя сказать о последующих киноработах Герасимова - «Люди и звери» (1962), «У озера» (1970), «Дочки матери» (1974) и других.
Последние 20 лет жизни на первом месте для него была преподавательская деятельность. Возглавляя кафедру актерского и режиссерского мастерства и руководя объединенной актерской и режиссерской мастерской, он сделал для отечественного кинообразования больше, чем кто ни было. Едва ли ни каждый, кто поступал в мастерскую Герасимова, был обеспечен работой на несколько лет вперед. Его ученики по сей день вспоминают чуткого и строгого мастера, который относился к ним по-отечески, никогда не бросая в сложную минуту.
| |