|
Алкоголь и жара стали причиной гибели большинства утонувших этим летом в водоемах Москвы и Подмосковья. Корреспондент «Труда-7» отправился на подмосковное Пироговское водохранилище, чтобы выяснить, почему тонут люди и на что они могут рассчитывать в экстремальных ситуациях.
Африканская жара, накрывшая Центральную Россию, вынуждает людей искать спасение на пляжах. Для многих граждан поездки к воде закончились трагически. По данным МЧС, в среднем каждая неделя этого лета уносила жизни 250 россиян, погибших во время купания. Наиболее опасными для любителей пляжного отдыха считаются водоемы Москвы и ближайшего Подмосковья, где с начала лета утонули 170 человек, что в три раза больше, чем за тот же период прошлого года. Одна из самых громких трагедий произошла 19 июля на подмосковном Пироговском водохранилище. Приехавшую погостить в столицу из Самарской области 25-летнюю девушку Олесю Иванову изрубило винтом катера, который на полной скорости влетел на огороженную буйками зону для купания на пляже «Флагман».
Корреспондент «Труда-7» решил проверить, что изменилось с тех пор на ставшей печально знаменитой Пироговке, и вместе с сотрудниками МЧС - руководителем местного отделения Госинспекции по маломерным судам (ГИМС) Александром Жолудовым, госинспектором того же отделения Василием Марасановым и замначальника поисково-спасательного отряда № 10 Мособлпожарспаса Маратом Тереховым - принял участие в рейде по водохранилищу.
Простор для лихачей
По пути на причал, где был пришвартован патрульный катер, Александр Жолудов вкратце обрисовал ситуацию на подведомственных отделению ГИМС водоемах. Кроме Пироговки это еще четыре водохранилища, находящихся к северу от Москвы и входящих в систему Канала имени Москвы: Химкинское, Клязьминское, Учинское и Пестовское.
Общая площадь их водной поверхности - 68 квадратных километров. Зарегистрировано на всех этих водоемах 16 тысяч различных плавсредств, начиная от здоровенных скоростных моторных яхт и заканчивая скромными парусными лодками. По выходным на пляжи водохранилищ выезжают единовременно до полумиллиона человек, по будням - в 3-4 раза меньше, но и это гораздо больше того, что могут вместить открытые на здешних берегах базы отдыха. Кстати, практически на всех из них купание запрещено, легальных пляжей на всех пяти водохранилищах всего пять. Остальные - дикие, утыканные табличками «Купание запрещено», но отдыхающих это ничуть не останавливает, и они как ни в чем ни бывало плещутся в воде. Правда, уже на свой страх и риск. «На воде в России две беды: лихачи-судоводители, гоняющие в опасной близости от мест купания, и сами же любители пляжного отдыха, не соблюдающие в массе своей правил поведения на водоемах», - говорит Жолудов.
В его правоте мы убеждаемся сразу же, как только отходим от причала. На фарватере водохранилища за кормой нашего катера пристраивается еще один, желтого цвета. За его штурвалом мужчина лет тридцати, рядом - мальчишка дошкольного возраста. «Следовать катерам близко друг за другом запрещено. Вдруг со впереди идущего судна кто-то упадет в воду - второй тогда просто не успеет отвернуть и наскочит на человека», - пояснил госинспектор Василий Марасанов. По громкоговорящей трансляции он приказывает капитану-нарушителю остановиться.
Тот беспрекословно глушит двигатель, и мы оказываемся борт к борту. «Вы создали опасную ситуацию на воде», - объясняет Марасанов мужчине, предъявившему судовой билет на имя Игоря Смурова. «Да я случайно пристроился за вами, и на короткое время, а так все правила знаю и стараюсь не нарушать, тем более, с сынишкой катаюсь», - виновато улыбается судоводитель. Инспектор пробивает его судовой билет по базе данных - есть такой Игорь Смуров, его катер официально зарегистрирован.
«Будьте внимательны и больше не нарушайте правил», - говорит ему Марасанов и отпускает с миром.
В отношении нарушителей инспекторы ГИМС чаще всего ограничиваются устными внушениями, так как, в отличие от автодорог, документально зафиксировать нарушения правил вождения на воде очень трудно, особенно когда лихачи близко проносятся от купающихся и поднимают волну. «Когда вокруг снуют сотни катеров и гидроциклов, доказать, что какой-то один из них устроил шторм, практически невозможно», - рассказал Марасанов. Кроме того, на подавляющем большинстве пляжей на подмосковных водохранилищах, как уже говорилось, запрещено купание. Пляжи не имеют ограждений, поэтому и претензии отдыхающие, по сути, могут предъявлять только себе.
Омраченная радость
При приближении к Бухте Радости, где больше всего на Пироговке диких пляжей, Марат Терехов заметно напрягается. «Это для них, - кивает он в сторону беззаботно плещущихся в воде людей, - здесь Бухта Радости. А мы, спасатели, зовем ее »бухтой гадости". Все пространство бухты иссечено причалами многочисленных яхт-клубов, к которым то и дело швартуются суда. Ближе чем на 500 метров от причалов купание категорически запрещено, но никого из посетителей пляжей это не останавливает. «Гражданка! - произносит в мегафон Терехов, обращаясь к женщине на надувном матрасе, неподалеку от которой разворачивается многотонная яхта. - Вы понимаете, что ставите свою жизнь под угрозу?» Женщина беззаботно машет с матраса спасателю рукой: «Привет». Потом оборачивается, видит рядом с собой бурлящую от винта катера воду, восклицает: «Ой!» - и начинает усиленно грести к берегу.
Внимание Марата теперь переключается на мужчину на гидроцикле, тянущего за собой на тросе надувную лодку- «колбасу», которую оседлали четверо детей. Еще один пацан дошкольного возраста устроился за спиной взрослого на гидроцикле. «Когда на буксире катают детей, сзади за водителем тоже должен находиться взрослый, причем сидеть он должен спиной к водителю и непрерывно наблюдать за несовершеннолетними», - поясняет Терехов. Водитель гидроцикла, похоже, все понимает с полуслова. «Сейчас пересядем как надо», - доносится его голос. Пацан плюхается в воду, перелезает на «колбасу», а вместо него оттуда на гидроцикл пересаживается девчонка постарше. «Ей уже 14, она взрослая», - кричит мужчина, подает газу, и компания уносится куда-то вдаль. «Ну что за люди? - горестно вздыхает Терехов. - Удивительная беспечность».
Заплыв под градусом
Резкое увеличение числа погибших во время купания в этот сезон спасатели МЧС объясняют нынешней небывалой жарой и неумеренным потреблением алкоголя отдыхающими гражданами. «90% всех смертей на Пироговском водохранилище приходилось на сорокалетних мужчин, содержание алкоголя в крови которых соответствовало 1-2 промилле, - рассказал Марат Терехов. - Это в пределах одной бутылки водки, что и само по себе немало, но когда такая доза вливается в перегретый на солнце организм, то становится просто смертельной. У разгоряченных алкоголем и перегревшихся на жаре людей элементарно не выдерживает сердце. Большинство умерших в воде, строго говоря, не утонули, а погибли из-за внезапных и стремительно развившихся сердечно-сосудистых болезней».
| |