|
Отечественная короткометражка получила в Канне первый приз
Вчера вечером завершился 64-й Каннский фестиваль. Накануне стали известны лауреаты программы «Особый взгляд» и конкурса короткометражных фильмов, Золотую пальмовую ветвь в котором получил фильм украинки Марины Вроды «Кросс».
Было ясно, что без награды не останется Мохаммад Расулов, чей фильм «Прощай» нелегально вывезен из Ирана: ему присужден приз за режиссуру. Жюри «Особого взгляда» под началом Эмира Кустурицы не прошло и мимо уникальной документальной драмы Ким Ки Дука «Ариранг». Корейский режиссер снимает свою отшельническую жизнь в палатке после разрыва с миром кино: пьяные глаза, грязные пятки и яростно надрывная песня, что рвется из его уст. Мало кто решился бы показать себя в таком виде: Ким Ки Дук не побоялся и был награжден за смелость своего радикального жеста.
«Ариранг» разделил главный приз «Особого взгляда» с «Остановкой на пути» Андреаса Дрезена - еще одной печальной песней об умирании человека, которого сжирает опухоль мозга. Но в отличие от русской «Смерти Ивана Ильича» и румынской «Смерти господина Лазареску», нам предлагается сугубо немецкий вариант размышления на тему. И даже, можно сказать, восточнонемецкий. В описании смерти и сопутствующих ей ритуалов настолько демонстративно отсутствуют религиозные атрибуты, что журналисты восприняли фильм как свидетельство непреодоленной разности западных и восточных немцев даже после 20 лет совместной жизни.
Закрылся «Особый взгляд» фильмом «Елена» Андрея Звягинцева, которого раньше числили по ведомству абстрактного метафизического кино, а тут он, не теряя прежних наклонностей, предстал одновременно острым социологом: за это дефицитное сочетание его, похоже, и наградили специальным призом жюри. Ни в каком другом российском фильме мы не видели такого выразительного контраста, реального взрывного антагонизма двух миров. Между хай-тековским гламуром «высшего общества» и диким плебейским пейзажем городских окраин мечется Елена - бывшая медсестра, ставшая женой-служанкой богача, но всем сердцем страдающая за непутевого сына-пофигиста.
Наградами не оказалась обделена и Украина. Украинско-французский «Кросс» Марины Вроды получил Золотую пальмовую ветвь в номинации «Лучший короткометражный фильм». Помимо ленты украинской кинематографистки, в конкурсе принимали участие еще 8 короткометражек из разных стран. Сюжет картины, которая обошлась авторам всего в 3,5 тыс. евро, незатейлив, что признавала сама госпожа Врода: «Дети бегут кросс. Я рассказываю о том, как мы его бегали и как все еще будут его бегать».
Андрей Плахов, Канн; Рита Русакова
| |