|
В Национальной филармонии состоялось открытие фестиваля «Киевская весна». Главным событием первого вечера стало выступление американского скрипача Джозефа Лина, который совместно с оркестром Национальной филармонии под управлением дирижера Николая Дядюры исполнил Первый скрипичный концерт Сергея Прокофьева. Слушала их ЛЮБОВЬ МОРОЗОВА.
В этом году филармонический фестиваль «Киевская весна», предшествующий празднованию Дня Киева, проводится в третий раз. Как и в прежние годы, его программа выглядит довольно пестро и включает пять разноплановых концертов. Два из них - сольные: австрийского гитариста Александра Свете и испанского пианиста Эльдара Небольсина. Остальные три - оркестровые: монографические вечера Дмитрия Шостаковича от Романа Кофмана и Киевского камерного оркестра и Ференца Листа - от Владимира Сиренко с Национальным симфоническим, а также концерт-открытие при участии Николая Дядюры и оркестра Национальной филармонии.
Программу первого концерта составили по хорошо отработанной схеме: эффектная симфоническая пьеса в начале, затем инструментальный концерт с приглашенным солистом и маленький, окончательно покоряющий публику бис, а во втором отделении - большая хрестоматийная симфония из проверенного временем репертуара филармонического оркестра. Первое отделение посвятили музыке Сергея Прокофьева и Мирослава Скорика - не случайное соседство, учитывая степень влияния первого на второго: перу украинского композитора, в частности, принадлежит несколько теоретических работ, посвященных творчеству предшественника, в том числе и обязательная для всех студентов консерватории книга «Ладовая система Сергея Прокофьева». В то же время отобранный для программы «Карпатский концерт» стилистически куда ближе ранним балетам Игоря Стравинского и, хоть построен на грозных архаических попевках, звучал несколько вяло из-за нерешительных оркестровых вступлений.
Прокофьев мог по инерции тоже получиться рыхлым, но благо Концерт #1 для скрипки с оркестром начинается развернутым скрипичным соло, и приглашенный, американский с тайваньскими корнями, солист Джозеф Лин своей игрой сразу же задал спортивный тон. Играть Первый скрипичный Прокофьева, конечно, большая ответственность - это, можно сказать, культовый опус, причем известно, что многие современники композитора, в том числе и Святослав Рихтер, впервые полюбили его музыку именно благодаря этому произведению. Есть эталонные записи концерта в исполнении Максима Венгерова и, конечно, тесно сотрудничавшего с автором Давида Ойстраха, опираясь на которые, судя по всему, Джозеф Лин и выстраивал свою интерпретацию. В результате все получилось очень по-прокофьевски: звонкий, напоминающий скольжение заточенной стали конька о лед звук, нежная хрупкость лирических фрагментов. В общем, все, как хотелось бы самому Прокофьеву, когда-то, со словами «Молодой человек, вы играете совсем не так, как нужно», бесцеремонно преподнесшему краснеющему от стыда 18-летнему Ойстраху мастер-класс по спортивному, безэмоциональному типу игры прямо посреди концерта.
Во втором отделении оркестр исполнил крупнейшую симфонию эпохи раннего романтизма - пятичастную «Фантастическую» Гектора Берлиоза. Наивная образность цикла, представляющая строптивую возлюбленную композитора, актрису Генриетту Смитсон, то в образе скромной пастушки, то безобразной ведьмы, за двухсотлетнее существование утратила излишнюю страстность и противоречивость. Вследствие этого современные слушатели воспринимают симфонию как произведение с характером уравновешенным и благополучным. Помноженные на ровную игру оркестра, эти качества помогли произведению органично вписаться в идею всего концерта.
| |