|
Исполнилось 60 лет Анатолию Карпову - 12-му чемпиону мира по шахматам, который владел короной 16 лет. Противостояния Карпова с Виктором Корчным и Гарри Каспаровым стали эпическими, благодаря им популярность шахмат в мире в 70-80-е годы была огромной.
Анатолий Карпов уже отошел от практических шахмат, однако остается кумиром болельщиков старшего поколения, видным общественным деятелем и очень популярной фигурой в шахматном мире. Отмечать юбилей Карпов решил в двух культовых для себя местах - «студенческом» Санкт-Петербурге, где в Большом зале филармонии в понедельник состоится творческий вечер, а также Италии. В Мерано ровно 30 лет назад Карпов во второй раз отстоял свой титул чемпиона мира в поединках с Корчным, и тот матч сразу вышел за рамки просто шахмат и спортивного состязания, учитывая, что советскому гроссмейстеру противостоял лишенный гражданства СССР диссидент. Сначала в 1978-м в филиппинском Багио, а затем и в Мерано Карпов Корчного победил, советская система не дала сбоя, и Карпов продолжил владеть шахматной короной, пока на горизонте не появился более молодой и агрессивный соперник. <1> Карпов и Каспаров провели в 80-х годах рекордные пять матчей за чемпионский титул.
Карпов не победил ни в одном, лишь в первом сумев сохранить для себя корону (матч был прекращен после 48 партий), однако вошел в историю как великий чемпион мира.
Пусть даже получивший корону впервые «без боя» - в 1975-м году после отказа Роберта Фишера. Однако в те годы уровень топ-гроссмейстеров был настолько высок, что даже победа в претендентских матчах становилась немалым успехом.
В 1993-м году 42-летний Карпов вернул себе чемпионский титул по версии ФИДЕ, победив Яна Тиммана. Через три года он сохранил корону в поединках с Гатой Камским, а в 1998-м - с нынешним чемпионом мира Вишванатаном Анандом. И лишь после очередной реформы и введением ФИДЕ чемпионатов мира по нокаут-системе, в 1999-м Карпов окончательно расстался с титулом. В 48 лет, что для современных шахмат серьезное достижение.
Непревзойденное количество побед Карпов одержал и на различного рода турнирах, чему способствовал стиль его игры.
Карпова всегда отличала вдающаяся техника, и сложно было представить, чтобы он упустил победу в лучшей позиции. В 70-80-х годах о компьютерной подготовке никто и не слышал, потому редкий гроссмейстер имел в запасе дебют, который с первых же ходов уравнивал за черных (что мы постоянно видим в матч-турнире, проходящем в эти дни в Казани). И побеждал обычно тот, кто лучше использовал полученное преимущество. Карпов не феерил, как его великий предшественник Михаил Таль, не был гением, как Фишер, но и не «засушивал» партии, как Тигран Петросян. Он спокойно реализовывал свои шансы и добивался результата - возможно, неярко, но уверенно.
Оказалось недостаточной такой игры Карпову лишь в матчах против Каспарова, феноменальные результаты которого уже в 90-х показали, что уступил Анатолий Евгеньевич корону весьма достойному противнику.
Благодаря Карпову и Каспарову шахматы в 80-х были на пике популярности, а ради результатов их эпических матчей на советском телевидении прерывали программы.
Первый поединок в Москве длился почти полгода, и ФИДЕ стала заложником своей системы, когда чемпионские матчи длились до шести побед. Карпов уверенно повел в счете 5:0, однако затем стал сдавать физически, и молодой претендент сократил отставание - 5:3. После 40 ничьих матч был остановлен без объяснений причин.
Осенью 1985-го Карпов и Каспаров снова сели за доску, матч же был ограничен 24 партиями. В них и уложились: Каспаров победил 5:3, а затем защитил свой титул в противостоянии с Карповым еще трижды - в Лондоне и Ленинграде, Севилье и, наконец, в Нью-Йорке и Лионе в 1990-м. В то время Карпов уже начал общественную карьеру, став народным депутатом СССР. Особый интерес к матчам Карпова с Корчным, а затем и с Каспаровым был обязан политическими коллизиями: Карпов считался креатурой советского режима, Корчной был ярым антисоветчиком, а Каспаров олицетворял собой те прогрессивные перемены, что начались в СССР в конце 80-х годов.
И, несмотря на пятилетнюю борьбу за корону двух граждан одной страны, матчи вызывали интерес во всем мире и проходили в Великобритании, Испании, США и Франции.
О тогдашней популярности шахматам в наши дни можно только мечтать, потому не удивительно, что каждая встреча Карпова с Каспаровым, будь то за доской или в конгресс-залах, вызывает огромный интерес. И дело даже не в ностальгии по тем славным временам, когда ведущие шахматисты мира не делали из 30 ходов своих собственных - от силы полтора. Карпов не заслужил забвения своей общественной деятельностью, серьезными разногласиями с Каспаровым, которого он при этом поддержал в сложные дни. В прошлом году Анатолий Евгеньевич, в 80-х плывущий в «мейнстриме», сам решил пойти против системы, создав серьезную оппозицию Кирсану Илюмжинову в борьбе за пост главы ФИДЕ, причем был поддержан Каспаровым.
Карпов в итоге проиграл, однако Илюмжинов, понимая, какую серьезную силу представляет 12-й чемпион мира, предложил ему сотрудничество. Карпов решил сохранить нейтралитет, благо дел ему и так хватает. По его словам, он участвует в десятках проектов, включая выпуск нового автомобиля в Туле. Главное же - Карпов продолжает по мере сил участвовать в развитии шахмат, в июне, в частности, открывает свою школу в Чехии, и сожалеет, что даже на матчи такого уровня, как в Казани, ходит очень мало зрителей.
Автор: Зиновий Гельцман
| |