|
Главный аэропорт Исландии уже второй день подряд остается закрытым из-за облака пепла, которое образовалось во время извержения одного из самых активных вулканов острова - Гримсвотна. Эксперты полагают, что прошлогодний авиаколлапс из-за извержения другого исландского вулкана - Эйяфьядлайёкюдля - все же не повторится.
Эксперты полагают, что извержение исландского вулкана Гримсвотн все же не приведет к полному параличу европейской транспортной системы.
Главный аэропорт Исландии уже второй день подряд остается закрытым из-за облака пепла, которое образовалось во время извержения одного из самых активных вулканов острова. В середине недели оно может достичь Европы. Эксперты полагают, что извержение Гримсвотна (юго-восток страны) все же не приведет к полному параличу европейской транспортной системы, как это было после извержения Эйяфьядлайёкюдля в прошлом году.
До недавнего времени неприятности от облака пепла испытывали лишь жители городов и деревень на юге ледника: оно полностью скрыло от них солнце. В воскресенье облако направилось в сторону Рейкьявика, и представители гражданской авиации выразили пессимизм относительно открытия международного аэропорта в понедельник. «24 мая облако пепла достигнет Шотландии. Если вулкан продолжит извергаться с той же интенсивностью, к 26 мая облако может достичь западной части воздушного пространства Франции и севера Испании», - говорится в отчете Европейской организации по обеспечению безопасности аэронавигации (Eurocontrol). В понедельник утром для полетов был закрыт небольшой участок воздушного пространства Гренландии. Незначительные изменения были выявлены и в небе над Норвегией.
В Европейском агентстве, которое уже создало специальный кризисный центр, уточняют, что нарушений в работе транспорта за пределами Исландии в понедельник и вторник не ожидается. По информации исландской метеорологической службы, столб дыма над Гримсвотном, последнее извержение которого произошло в 2004 году, достиг высоты в 25 000 метров.
Незначительные последствия
«Его высота оставалась стабильной всю ночь и не превышала 10 километров», - уточнил Тейтур Арасон (Teitur Arason) из метеослужбы. «С ветрами у нас складывается двойная ситуация. На высоте больше 7600 метров они дуют с юго-востока, и пепел сносит на север и на восток. Тем не менее, ниже ветер дует с севера, и пепел соответственно движется на юг», - добавил он. Извержение Гримсвотна оказалось более интенсивным, нежели прошлогодняя активность Эйяфьядлайёкюдля, который на несколько дней сделал невозможными большую часть трансатлантических перелетов и привел к закрытию большей части воздушного пространства Европы: вулканический пепел мог привести к неполадкам в работе двигателей самолетов. Убытки авиакомпаний оцениваются в 1,2 миллиарда евро.
«Извержение Гримсвотна может привести к затруднениям, однако их продолжительность и масштаб будут не слишком значительными», - считает специалист по геофизике Магнус Туми Гудмундссон (Magnus Tumi Gudmundsson). «Полученные нами цифры свидетельствуют о небольшом снижении активности, которая все равно остается довольно высокой», - добавил он, подчеркнув, что речь идет о самом мощном извержении вулкана с 1873 года. По мнению вулканологов, последствия для авиасообщения будут тем менее значительны, что ветры сейчас более благоприятные, а облако более плотное (и значит меньше подвержено рассеиванию), чем в прошлом году. Британский вулканолог Дейв Макгарви (Dave Mcgarvie), что объем пепла, который может достичь Великобритании, будет ниже, чем в прошлом году. «Небольшое изменение маршрута» самолетов должно позволить им избежать зон концентрации пепла, уточнил он.
«Le Point», Франция
| |