|
Польских железнодорожников обвинили в преувеличении. Пассажиры утверждают, что сотрудники прибавляли к пути лишние километры. А значит - билеты стоили дороже. К тому времени, как это стало известно, польские железные дороги заработали таким образом лишний миллиард злотых. Сейчас все расстояния пересчитали.
Рельсы, шпалы, поезд из Варшавы. Кшиштоф Рытель услугами польской железной дороги пользуется часто, много ездит по стране. Под размеренный стук колес ему в голову и пришла мысль, которая положила начало настоящему железнодорожному расследованию.
«Я - эколог, организация, где я работаю, выступает за то, чтобы люди реже ездили на машинах и чаще на поездах. Однажды к нам в руки попали технические документы, где были указаны расстояния между городами. Так вот, эти расстояния совсем не совпадали с теми, что указывались в билете», - рассказывает Кшиштоф Рытель, член общественной организации «Зеленее Мазовше».
Разница была небольшой, но именно по количеству километров в пути рассчитывается тариф - цена на билет. Оказалось, польские железнодорожники попросту надували граждан. Арифметика была проста: расстояния всегда округляли в большую сторону. Доходило до смешного: два километра 600 метров превращались в пять, длинный путь с пересадками разбивался на отрезки. И там уже сотни метров накручивали на каждый из участков дороги. После жалобы пассажиров расстояния пересчитали, и, к примеру, польский город Вроцлав стал ближе к Варшаве на 5 километров. На 2 приблизился - к Кракову, на 3 - к Катовицам.
«Вот смотрите, мы сейчас на станции "Варшава Центральная" - с одной стороны "Варшава Восточная", с другой стороны "Варшава Западная". Ехать 3 минуты, но даже на таком маленьком расстоянии с каждой стороны прибавили по километру. Получается, лишний злотый к билету вместо привета», - говорит Кшиштоф Рытель.
Обман мог и не раскрыться - последний раз все расстояния от станции до станции в Польше измеряли в 60-е годы. В конце 90-х тарифы обновили, но длину путей пересчитывать не стали. Получается, переплачивали поляки полвека.
Рельсы - это своего рода тоже символ бесконечности. Ну какому пассажиру придет в голову пройтись по шпалам с метром от одного населенного пункта до другого. А если это целая сетка дорог? В таких вопросах принято доверять специалисту - железнодорожнику.
Специалисты доверия не оправдали, и въедливые пассажиры составили целый список направлений, где мелькали виртуальные километры. Тяжба с управлением железных дорог длилась 4 года. И потребители добились своего. «Да, это правда. Мы снизили цены на некоторые внутренние рейсы после того, как нам на это указало управление защиты потребителя и конкуренции», - сообщила Магдалена Ситковская, пресс-секретарь железнодорожной компании «Интер-сити».
Вроде, переплатить несколько злотых однажды - не велика беда. Но если умножить количество пассажиров на число несуществующих километров, сумма получается внушительная.
«На поездах в Польше ездят сотни тысяч человек. Представьте, люди покупают проездные, каждый день ездят на работу, в школу. Точную цифру никто не назовет, но по примерным подсчетам с конца 90-х железная дорога нагрела пассажиров на сумму в один миллиард злотых», - сказал Адриан Фуральский, эксперт по вопросам железнодорожной инфраструктуры.
Теперь у поляков сразу несколько поводов для радости: цены на билеты снизились - кое-где почти на четверть. А дорога домой, как оказалось, иногда гораздо короче, чем написано в билете.
| |