Депутаты регионального парламента обсудили представленную правительством схему перспективного развития электроэнергетики области, и были удивлены масштабом требуемых неотложных мероприятий.
По словам главы областного минпрома Сергея Семки, реализация мероприятий, заложенных в новой программе развития энергетики региона, «позволит обеспечить энергобезопасность хозяйственного комплекса и социальной сферы области, а также создаст условия для развития энергогенерирующих источников и сетевого комплекса». Декларируется также обеспечение роста производства электрической энергии в 2015 году не менее чем на 7% к уровню прошлого года, и снижение потерь при производстве и транспортировке и потреблении не менее, чем на 1,5%.
Саму схему и программу перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области на 2011 - 2016 годы разработал проектно-изыскательский институт «Сибэнергосетьпроект», выигравший конкурс. Депутатам комитета Заксобрания по строительству и ЖКХ ее представил главный инженер проекта Алексей Виштибеев. И, надо сказать, депутаты обнаружили в планах развития регионально энергетики много интересных деталей.
Непокрываемый дефицит
Как отметил Алексей Виштибеев, при разработке документа был проведен анализ существующего состояния энергосистемы с целью выявления слабых мест, а также была проведена разработка рекомендаций на перспективу, вплоть до 2020 года.
- Специфика новосибирской энергосистемы заключается в том, что она дефицитна по мощностям, и этот дефицит покрывается из соседних энергосистем, - отмечает инженер. - При этом есть возможность перетоков мощности в обоих направлениях, с колебаниями по сезонам и часам суток. Все крупные энергостанции расположены в Новосибирске, который в итоге является энергоизбыточной территорией.
По словам Алексея Виштибеева, проблемами региональной энергетики являются сниженная энергобезопасность и надежность в городе и области из-за высокой концентрации электрических сетей; высокая степень износа электрических сетей (ситуация такова, что массовое состояние износа оборудования опережает темпы его реконструкции и таким образом год за годом снижается энергобезопасность области). Также становится критичным ограничение пропускной способности ряда сетеобразующих линий 110 кВ. В самом Новосибирске есть районы, где подключить новых потребителей проблематично уже сегодня. «Если взглянуть на карту города, мы увидим, что существует огромная проблема по подключению новых потребителей», - подчеркнул Виштибеев.
В теплоэнергетическом комплексе есть проблема недоиспользования тепловой мощности водогрейных котлов на ТЭЦ, что приводит к дефициту электричества и к лишним затратам на содержание тепловых мощностей. Всего же около 30% мощностей энергосистемы фактически отработали свой ресурс или отработают до 2015 года, это около 350 МВт.
Согласно данным Объединенного диспетчерского управления энергосистемы Сибири (ОДУ СО ЕЭС), в 2015 году энергопотребление в регионе вырастет на 7% (к уровню 2010 года). Прирост к 2016 году мощностей должен составить 265 МВт. По второму прогнозному варианту, подготовленному согласно оптимистичным планам областного правительства, с более высоким уровнем энергопотреблением на перспективу, прирост энергомощностей должен составить 511 МВт. Для покрытия дефицита энергосистемы по варианту ОДУ предполагаетмя в 2016 году получить 16%; из энергосистемы Сибири (ОЭС), по варианту правительства система станет даже еще более дефицитной - с общего энергетического рынка Сибири будет привлечено в регион 23% электроэнергии. В 2020 году и вовсе процент дефицита увеличится до 31%.
Среди громадья планов по реконструкции новосибирской энергосистемы - установка на Калининской котельной водогрейного котла, ввод первой очереди ГТУ ТЭЦ (малой ТЭЦ на газо-турбинном оборудовании) на Южно-Чемском массиве электрической и тепловой мощностью 25 МВт, ремонт водогрейных котлов на различных ТЭЦ города и многое другое. В том числе, реконструкция ненадежных сетевых объектов, с заменой оборудования и проводов. Объем вложений по варианту системного оператора составит в 2011 - 2016 годах 28,65 млрд рублей, по варианту областных властей - 33,6 млрд. рублей.
А были ли инвестиции
Часть средств, необходимых для реализации масштабной реконструкции - или модернизации - новосибирской энергосистемы уже заложена в объемы инвестиционных программ энергокомпаний. Другая часть будет привлечена за счет так называемой «тарифной составляющей».
- Мы по теплу будем опять миллиарды вкладывать на перевооружение, котлы новые ставить, а кто-нибудь думал, что вот, например, в Ленинском районе в двух домах реализуется эксперимент по установке мини-котельных только на эти дома, внутридомовых, для подогрева холодной воды, которая пойдет и на отопление, и на горячее водоснабжение. Может быть, на эти миллиарды рублей в каждый дом купить такие бойлеры, и тогда все это будет людям дешевле? - поинтересовался у министра депутат Дмитрий Козловский.
- Мы на техническом языке должны разговаривать, может быть, котлы и дешевле, посчитайте, и предложите, - отреагировал Сергей Семка.
Председатель комитета Николай Мочалин также подключился к дискуссии.
- За счет инвестсоставляющей в составе тарифов предполагается миллиарды инвестировать в мощности ОАО «Новосибирскэнерго», ЗАО РЭС и ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго». А почему бы тогда не заложить в бюджет средства на создание к 2015 году энергомощностей, которые будут принадлежать муниципалитету или областной власти? - спросил он.
- Сейчас наоборот, все органы власти должны избавляться от непрофильного имущества, - ответил министр.
Также он затруднился ответить, какую долю в тарифе предполагается направить на инвестиции в масштабное перевооружение энергомощностей.
- До 1 июля у нас будут завершены все расчеты, и мы эту долю обнародуем.
Развитие или реанимация
Конечно, энергетика является базовой отраслью развития экономики. И для энергобезопасности можно поступиться и долей в тарифах. Но как, при федеральном нормативе ежегодного повышения тарифа не более чем на 9%, можно еще и выделить из тарифа средства на многомиллиардное техническое перевооружение - вопрос этот, заданный министру на заседании, так и остался без ответа. Кроме того, в энергосистеме и сейчас есть фактически неиспользуемые резервы - например, мощности подстанций, которые расположены в оборонных предприятиях. Всего по подсчетам специалистов, заперто 7% мощностей - около 300 МВт - вполне сопоставимо с планами ввода новых мощностей к 2016 году.
Эта программа еще будет рассмотрена энергетиками, кроме того, в нее предполагается вносить постоянные коррективы. Но уже можно предположить, что планы через тарифы вновь переложить на потребителей расходы по развитию региональной энергетики ничего, кроме недовольства, у населения не вызовут.
- Опять тарифы, и вроде все подсчитано, но ведь и в прошлые годы была в тарифах энергетиков эта инвестсоставляющая, - отметил депутат Олег Сметанин. - И опять сегодня - до 80% износа мощностей, а разве не должны были энергетики строить, менять, реконструировать? Все знают, что энергетики жируют, а мы снова о тарифах речь ведем, - подытожил депутат.