|
25 мая Олегу Далю исполнилось бы 70 лет. В Музее имени Бахрушина открылась выставка «Олег Даль. Мания совершенства». Экспозиция посвящена творчеству и жизни легендарного артиста.
Юный Олег Даль в спектакле «Всегда в продаже». Музыкант Игорь - одна из его первых ярких театральных ролей в «Современнике». Даля взяли в театр сразу же, как только он пришел пробоваться. Здесь он играл шесть лет. Кадры из фильмов и портреты Даля, перешагнувшего порог тридцатилетия. На выставке в Бахрушинском музее собраны редкие фотографии и рисунки из личного архива артиста и музейных фондов. Поклонники и коллеги вспоминают Олега Даля так, будто не прошло с его смерти долгих тридцати лет.
«Изумительный был человек, живой, нормальный. Без фанаберии и звездности», - говорит народный артист России Юрий Назаров.
Его первая роль - в 21 год в фильме «Мой младший брат». Он сразу же становится известным. Даля начинают наперебой приглашать кинорежиссеры. Высокий, стройный, ясноглазый с поразительной пластикой, он был рожден артистом. Интересная подробность: когда мальчик из подмосковного Люблино решил поступать в Щепкинское училище, то сам, без помощи специалиста, преодолел небольшой дефект речи.
В расчете на него писали сценарии, известные режиссеры приглашали в свои фильмы без проб. Режиссер Надежда Кошеверова не мыслила в своих сказках другого Ученого, Тень, Кукольника, Солдата. Обаяние Даля было невероятным. Ленинградский режиссер Евгений Татарский снял его в фильме «Золотая мина». Олег Даль исполнил роль преступника Косова. Сыграл так, что зритель симпатизировал отрицательному персонажу.
Когда Татарскому нужно было выбрать артиста на роль принца Флоризеля, сомнений не было. «Я запомнил, как он сидел, какие у него руки, какие длинные пальцы, какая пластика. А вообще он из советских артистов был принцем», - говорит народный артист России Евгений Татарский.
Олег Даль писал в своем дневнике, что в юности ему было легко играть, а потом становилось все сложнее. В глазах его героев - Жени Колышкина, Солдата, Шута - грусть и скрытое беспокойство. Что-то непонятное и определенно несоветское.
В 1960-х годах в западном кинематографе появляются новые герои - бунтовщики без причины, молодые рассерженные. Это термин. Таким был молодой Бельмондо в фильмах Годара. Критики считают, единственный актер в СССР, который соответствовал этому психотипу, - Олег Даль. Он был бунтовщиком без причины и в сказках, и в классике, и в современных произведениях.
«Эти интонации не формулируются, но они чувствуются и зрителями, и товарищем Лапиным. Непохожее вызывает раздражение», - говорит народный артист России Виталий Мельников. Именно поэтому председатель Государственного комитета по радио и телевещанию Сергей Лапин внес Олега Даля в список артистов, которых не рекомендовалось снимать в кино.
Когда ленинградский режиссер Виталий Мельников задумал фильм «Отпуск в сентябре» по пьесе Вампилова, то он сразу же понял, что главного героя, Зилова, будет играть только Даль. Однако режиссер до последнего не сообщал об этом артисту, чтобы не пошли в киношных кругах слухи и об этом не узнали киночиновники. Предложение сыграть Зилова поступило, когда все подготовки к съемкам в Петрозаводске завершились. Картину сняли, и эта роль стала одной из лучших у Даля. Неположительный герой, неоднозначный, его Зилов протестовал против своей собственной нереализованности. Но даже все хитрости не помешали запретить картину на долгие годы. «Прошло восемь лет. Картину не выпускали без всяких комментариев, - вспоминает Мельников. - Я прорвался к Лапину, спрашиваю, в чем причина. А он говорит: "А вы что, не понимаете?" И повесил трубку».
Даль часто отказывался от ролей, причем у хороших режиссеров. Он был удивительно требователен к себе и к другим. Даль мог бы играть в картине Михаила Казакова «Безымянная звезда», но отказался. Он считал, что этот фильм должен быть не мелодрамой, а драмой. Свой поступок он мотивировал в письме к режиссеру: «Может быть, я и исполнитель "гениальный" чужих идей, но ведь идей. 36 лет я ношу на плечах кое-что не пустое. Да и принципы кое-какие выносились. Да и собственных идей предостаточно. Так ведь уж если и играть, то по-крупной».
Он и мог играть только по-крупной. Выкладываться полностью, не жалеть себя. Он не хотел быть только выразителем чужих идей, и все больше тяготел к традиционно русскому способу снимать стресс. Сердце Олега Даля остановилось в гостиничном номере в Киеве во время съемок 3 марта 1981 года.
| |