|
Классик соцреализма в отменной форме и благостном духе. Рецензия FashionTime.
Еще один год / Another Year
★★★★☆
Режиссер: Майк Ли (Mike Leigh) В ролях: Джим Бродбент (Jim Broadbent), Рут Шин (Ruth Sheen), Лесли Мэнвилл (Lesley Manville), Оливер Молтман (Oliver Maltman), Питер Уайт (Peter Wight), Имельда Стонтон (Imelda Staunton)
Вопреки вложенному в их имена мультипликационному антагонизму, пожилые лондонцы Том (Бродбент) и Джерри (Шин) живут счастливой семейной жизнью: хорошо зарабатывают общественно полезным трудом, копаются в огороде, гоняют чаи и принимают гостей. Среди гостей выделяются их взрослый сын Джо (Молтман), который никак не найдет себе герлфренд, и сослуживица Джерри, немолодая, неумолкающая, откровенно флиртующая с Джо и злоупотребляющая шардоне Мэри (Мэнвилл). За весной тем временем приходит лето, за летом - осень, а за осенью - зима.
Фильмография Майка Ли («Обнаженная», «Тайны и ложь», «Вера Дрейк») давно превратилась в отдельную вселенную вроде тех, которыми живут поклонники Вуди Аллена (Woody Allen) или Педро Альмодовара (Pedro Almodovar): повторение - мать учения, новая картина не существует отдельно от других, темы, идеи, герои и актеры перемещаются из фильма в фильм. «Еще один год» - не исключение (на что недвусмысленно намекает уже его название), но прецедент трехлетней давности - неожиданно легковесная для фирменного режиссерского соцреализма «Беззаботная» - все же оставил свой след.
В самом деле, с одной стороны, в кадре присутствуют все непременные атрибуты классического фильма Ли: скучные, но достойные уважения мещане, женщина за гранью нервного срыва, люди интересных профессий, барбекю, винный алкоголизм - вплоть до призового калибра выхода отдельно взятой артистки, ранее замеченной у Ли же в массовке. С другой, даже отчаянных стараний этой артистки не хватает, чтобы отвлечься от размеренной и безоблачной семейной жизни Тома и Джерри - наблюдая за ними с беспристрастностью синоптика, фильм как бы начинается с хеппи-энда, им же, по большому счету, и заканчиваясь.
Наличие тут драматизма - единоличная заслуга уже упомянутой Мэнвилл, страдающей еще более ярко и оживленно, чем Бренда Блетин (Brenda Blethyn) в «Тайнах и лжи» (хотя, казалось бы, куда уж). А вот то, что его не назовешь ни чрезмерным, ни двигающим сюжетом - это и главный сюрприз, и основное достоинство «Еще одного года», вполне способного очаровать даже совсем случайного зрителя. Причем если в «Беззаботной» эта относительная благостность действовала на нервы, то здесь - приятно успокаивает: поддержав схожую - и тоже недавнюю - инициативу «Деток в порядке», классик снял хороший фильм о нормальной супружеской жизни.
Кто-то наверняка уличит Ли в оппортунизме, а счастливых супругов - в скверно замаскированной аморальности и плохо скрываемом эгоизме. Это как минимум логично - Ли, как мало кто другой, умеет работать и с актерами, и со сценарием, поэтому одномерными его герои - даже самые карикатурные - не кажутся никогда. Особенно радостно в этом смысле за Бродбента - актерскую глыбу, которую в последние годы используют исключительно для комических контрастов. «Еще один год» - не только дежурный мастер-класс Ли и внезапный бенефис Мэнвилл, но и скромный триумф Бродбента. Для одного фильма - не так уж и мало.
| |