|
Расходы РЖД на подготовку железных дорог к чемпионату мира по футболу 2018 года без учета высокоскоростных магистралей достигнут 830 млрд рублей. Это деньги на новые вокзалы и поезда. Еще минимум 5,5 тлрн уйдут на организацию скоростного движения. Схема еще не утверждена: рассматриваются два варианта - строительство магистралей по новым трассам или по существующим.
Расходы на организацию железнодорожного сообщения к чемпионату мира по футболу 2018 года составят 830 млрд рублей, оценили «Российские железные дороги». В эту сумму не входят затраты на высокоскоростные магистрали.
«Ориентировочно, без ВСМ, это около 830 млрд рублей. Это наша оценочная величина», - рассказал РИА «Новости» источник в госкомпании.
В эту сумму входят инфраструктурные проекты и расходы на закупку подвижного состава. «Порядка 830 млрд это все, включая интермодальные перевозки, вокзалы, закупку подвижного состава. Где-то 770 млрд рублей на инфраструктуру, на подвижной состав - около 60 млрд рублей», - пояснил источник.
На 60 млрд рублей можно купить 30 «сапсанов», говорит генеральный директор агентства Infranews Алексей Безбородов. «Неизвестно, сколько вокзалов и пересадочных узлов будет построено», - сетует эксперт.
По словам главы Российского союза промышленников и предпринимателей, члена совета директоров РЖД, Александра Шохина, расходы на строительство ВСМ не озвучены, так как не утверждена схема организации движения.
«Рассматривается две схемы - строительство ВСМ по новым трассам или по существующим», - рассказал он.
«Этот проект, в целом,обсуждается давно. На совет директоров его выносили вне контекста ЧМ-2018, а как необходимый для организации скоростных и высокоскоростных перевозок для создания транспортной инфраструктуры. ЧМ-2018, это, скорее, привязка к дате», - отметил Шохин.
В РЖД от комментариев отказались.
Идею объединения городов-участников ЧМ-2018 единой транспортной сетью ранее озвучил премьер-министр Владимир Путин на встрече с президентом FIFA Зеппом Блаттером.
«У нас есть идея соединить города, в которых будет проводиться чемпионат мира, скоростным железнодорожным движением. А это все то, чем будут пользоваться не только любители спорта и футбола - все граждане России», - говорил Путин.
По оценкам Минфина, расходы на строительство трасс для скоростных поездов, которые будут перевозить пассажиров между городами-участниками ЧМ-2018, могут составить 5,5 трлн рублей или 137,84 млрд евро. По словам заместителя министра финансов Александра Новака, это затраты на организацию движения по 4 основным магистралям и дорогам, которые свяжут города-участники ЧМ-2018. Скоростные трассы будут построены по направлениям Москва-Сочи, Москва-Санкт-Петербург, Москва-Екатеринбург и Москва-Самара. В российской заявке на проведение чемпионата фигурировали также Калининград, Ярославль, Саранск, Казань, Волгоград, Ростов-на-дону и Краснодар.
С учетом стоимости строительства высокоскоростных магистралей, цена организации ж/д сообщения может составить 6,33 трлн рублей.
Предварительный вариант концепции организации ускоренного, скоростного и высокоскоростного пассажирского железнодорожного движения к ЧМ-2018 будет готов к июню текущего года. По словам генерального директора ОАО «Скоростные магистрали», Дениса Муратова (занимается подготовкой концепции), расходы на строительство ВСМ составят порядка 50 млрд евро. Трасса Москва-Санкт-Петербург будет стоить 10-15 млрд евро, без учета выкупа земли. Километр дороги обойдется в 14-22 млн евро.
По оценкам Безбородова, в Европе строительство километра скоростной железнодорожной магистрали составляет 10-15 млн евро. «С учетом кумулятивного эффекта - наработанного опыта строительства - цена часто ниже, если отсутствуют спекуляции с землей», - пояснил Безбородов.
Профессор Высшей школы экономики Анатолий Федоренко считает общую оценку расходов, озвученную Муратовым, заниженной. «В 50 млрд евро обойдется только трасса Москва-Санкт-Петербург. Оценка Минфина более реальна. Но итоговая цена может вырасти на 40%», - считает он, связывая возможное увеличение смет «с высокой коррупционной составляющей транспортного и дорожного строительства в России».
Западный норматив расходов на строительство дорог в России увеличивается на 30-80%, говорит Федоренко. «Очень высокая коррупционная составляющая при отводе земель. При строительстве решаются личные задачи. Расходы растут», - отмечает он.
По словам главного инженера НИИ транспортного строительства Александра Цернанта, для обеспечения необходимых стандартов безопасности, ВСМ должны быть построены заново, а не дублировать существующие трассы. «Движение со скоростью 300-350 км/ч предполагает другие технологические решения. Только отдельные дороги могут обеспечить их реализацию», - отмечает он.
Автор: Екатерина Геращенко
| |