|
Немецкая компания Siemens и корейская Hyundai обратились к столичным властям с предложением не ограничивать сотрудничество поставкой подвижного состава для московского метро, но и включиться в процесс эксплуатации и строительства новых веток. Об этом сообщили источники в мэрии города. Правовые и финансовые аспекты этого возможного сотрудничества изучил Сергей Гололобов на радио «Вести ФМ».
Это было только дело времени. Московское метро, гигантская структура с огромными перспективами развития не могла ни привлечь внимания иностранцев. И они появились. Первыми заговорили о желании углубиться в столичную подземку «Хюндай» и «Сименс». Немецкий концерн традиционно готов поставлять подвижной состав, сообщила пресс-секретарь компании Siemens в Москве Кристина Невская:
Готовы предложить составы, электрику и автоматику.
«Сименс» сейчас делает составы и автоматику для РЖД, с поставками для метро проблем у него тоже возникнуть не должно. Что касается «Хюндай», то эта компания поставляет свои вагоны для метро казахской Алма-Аты. Оно, естественно, сделано еще по советским стандартам, и очень похоже на московское. Но «Хюндай» готова пойти дальше своих немецких коллег и взяться за проектирование и строительство новых веток метро. И, кстати, иностранные компании в похожих работах уже участвовали. Эксперт межрегионального общественного движения «Транспорт в России» Владимир Свириденков:
Такой прецедент уже был в 1990 года. Международный консорциум из итальянских и шведских фирм строил туннели в обход знаменитого размыва в Санкт-Петербурге.
Нынешние власти Москвы, в отличии прежних, придерживаются принципа - бюджетной эффективности. И то, что могут сделать частные инвесторы на свои деньги, не имеет смысла делать за государственный счет. В этот принцип пытаются вписаться и «Сименс» и особенно «Хюндай». Просто о бюджетном финансировании строительства этой компанией новых веток московского метро речь не идет. В данном случае «Хюндай» предлагает концессию. Возможную ее схему пояснил партнер компании Strategy Partners Александр Ованесов:
Будут получать приоритет те проекты, где минимальная нагрузка на бюджет. Это может быть выделение земельных участков, это какие-то льготы при тарифообразовании, управление парковочным пространством. Такого рода вещи, но не выделяются прямые деньги. В крайнем случае, может быть какой-то прямой денежный поток, некую часть, но частный партнер, он представляет остальное, и как правило более значительную часть.
И первые трудности для иностранных инвесторов могут возникнуть уже на этапе технико экономического обоснования проекта, который предшествует конкурсу. Ведь этот ТЭО, скореее всего, инвестору придется делать на свои деньги, отмечает Александр Ованесов:
Прежде чем запустить такой проект, нужно сделать огромное число всяких проработок, в том числе градостроительных, это должно быть в Генплане отражено, что вот в этом лифте это можно делать, нужно всякие заключения собрать. Но для того, чтобы это делать, компания должна быть уверена, что ей потом дадут и сам проект делать. А ведь есть конкурсная процедура, соответственно, это тонкий момент, что они должны проинвестировать в проработку этих проектов, не имея гарантии, что потом они это будут делать.
Если подряды на строительство столичных веток метро возьмут иностранцы, то что будет с московским Метростроем. А ничего страшного, работы хватит всем, утверждает Владимир Свириденков:
Заявленные темпы сооружения новых участков московского метрополитена таковы, что в существующем виде наши строительные организации, которые сейчас занимаются строительством московского метрополитена просто физически не смогут обеспечить такой объем работ, и привлечение иных компаний на строительство определенных участков вполне может быть разумным и оправданным.
В каком виде иностранные компании будут участвовать в строительстве и эксплуатации московского метро, и будут ли вообще, пока неясно. Все пока находится в стадии переговоров.
| |