|
Лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко и ее защитник, народный депутат Сергей Власенко намерены обжаловать действия Генпрокуратуры (ГПУ). По их мнению, в ходе следственных действий 24 мая по отношению к ним был допущен ряд нарушений. С заявлениями о проведении соответствующей проверки и возбуждении уголовного дела господин Власенко намерен обратиться к генпрокурору Виктору Пшонке. В ГПУ в свою очередь уверены, что никаких нарушений допущено не было.
Вчера защитник Юлии Тимошенко, народный депутат Сергей Власенко («БЮТ-Батькивщина») заявил, что намерен обжаловать действия сотрудников ГПУ, имевшие место во время предъявления госпоже Тимошенко обвинения 24 мая (см. вчерашний Ъ). «Я направлю генеральному прокурору заявление о совершенном преступлении для проведения соответствующей проверки и возбуждения уголовного дела»,-- заявил Ъ господин Власенко.
Одна из жалоб будет направлена от имени самой госпожи Тимошенко, которая намерена оспорить нарушения, допущенные во время проведения следственных действий. Так, по словам защитника лидера «Батькивщины», ей не позволили как следует ознакомиться с постановлением о привлечении в качестве обвиняемой. «Постановление состояло из 10 страниц, и следователь его просто пробубнил и отдал ей»,-- возмутился Сергей Власенко. Он отметил, что согласно Уголовно-процессуальному кодексу следователь должен был не только огласить, но и по ходатайству обвиняемой разъяснить постановление. «Но когда Тимошенко начала задавать вопросы, следователь сказал: 'Я ничего разъяснять не буду, прочитайте еще раз, а если вы не понимаете, что там написано, это ваши проблемы'»,-- пересказал Ъ господин Власенко. Он также отметил, что Юлии Тимошенко не позволили должным образом дать пояснения. «Пушкарь (Олег Пушкарь, начальник Главного следственного управления ГПУ.--Ъ) начал кричать Нечвоглоду (Александр Нечвоглод, старший следователь по особо важным делам ГПУ.--Ъ): 'Хватит ее слушать! Начинай задавать вопросы! Она повторяется! Чем ты занимаешься?' И подобный хамский бред»,-- рассказал Ъ защитник госпожи Тимошенко. Господин Власенко добавил, что на протяжении всего времени, пока он и госпожа Тимошенко находились в ГПУ, они не знали о том, что Юлию Тимошенко собираются отпустить.
Признаки преступлений Сергей Власенко усматривает и в действиях сотрудников ГПУ по отношению к себе. «А именно: насильственное удерживание лица, поскольку меня не выпускали из помещения, а также нарушение закона 'О статусе народного депутата', так как народного депутата нельзя ни задерживать, ни арестовывать»,-- сказал он Ъ. По словам защитника, после того как они с Юлией Тимошенко зашли в здание ГПУ, их тут же блокировали в коридоре 20 человек в шапках с прорезями для глаз и черной камуфляжной форме с надписью «Милиция» на спине. «При этом у нас сразу же вырубили мобильные телефоны - думаю, что где-то стояло устройство, которое глушило их сигнал,-- рассказал он Ъ.-- У меня пытались отнять мой телефон, iPad, вмешивались в мою деятельность, не разрешили забрать из машины документы, чтобы я мог квалифицированно оказывать правовую помощь Тимошенко».
После того как Юлии Тимошенко было предъявлено постановление о задержании и оформлен соответствующий протокол, по словам господина Власенко, он счел необходимым проинформировать об этом СМИ и сообщил следователю, что ему нужно выйти. Однако господин Пушкарь дал команду его не выпускать. «Тогда я достал удостоверение и заявил, что, к сожалению для них, я еще и народный депутат, на что он (Олег Пушкарь.--Ъ) сказал: 'А мне плевать'»,-- рассказал Ъ Сергей Власенко.
По информации Ъ, действия, которые госпожа Тимошенко и господин Власенко считают нарушением своих прав, стали реакцией следствия на постоянное затягивание с их стороны следственных мероприятий. Этим же объясняется и появление протокола о задержании Юлии Тимошенко. Лишь узнав о нем, лидер «Батькивщины» и ее защитник согласились подписать все необходимые для закрытия дела документы, в частности протокол о предъявлении обвинений и документ об ознакомлении с проведенными экспертизами. Первый заместитель генерального прокурора Ренат Кузьмин категорически отказался комментировать предположение, согласно которому экс-премьера пытались запугать, и в резкой форме заявил корреспонденту Ъ, что «никаких нарушений со стороны следователей допущено не было». «Я понимаю, что на самом деле генпрокурор ничего не решит,-- в свою очередь заявил Ъ Сергей Власенко.-- Но нам нужно пройти все юридические процедуры, чтобы иметь дополнительные аргументы при подаче жалобы в Европейский суд по правам человека».
Елена Геда, Валерий Калныш
| |